Бог заботится о социальной справедливости

“Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великому; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь” (Лев. 19:9-18).

В основе любого общества или культуры должны лежать не только нравственные нормы, но и цивилизованные отношения между людьми. Помимо нравственных норм поведения (Десять заповедей), богоизбранный народ, Израиль, получил дополнительные предписания и повеления, касавшиеся этих взаимоотношений. Поэтому логично предположить, что часть положений Божьего закона, который претворяли в жизнь священники, будет касаться того, как люди обязаны вести себя со своими ближними. Давайте рассмотрим Божьи принципы заботы и справедливости во взаимоотношениях между людьми.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИЗРАИЛЬ

Первая часть закона о социальной справедливости предусматривала обычную заботу о бедных (Лев. 19:9, 10). В этом положении оговаривались три основных вида сельскохозяйственной продукции израильтян: пшеница, виноград и фрукты. Израильтяне, которые владели землей, должны были проявлять милосердие по отношению к бедным и “пришельцам”, которые своей земли не имели. Бог включил сюда “пришельцев”, или лучше сказать чужеземцев, потому что когда-то израильтяне сами были “пришельцами” в тех краях, где ходил Авраам, и в Египте, когда они были в рабстве.

Такой закон сам по себе был прекрасным принципом борьбы с эгоизмом, но за ним стояли еще два божественных принципа. Во-первых, мы видим, что урожай посылал Бог. Своим благополучием землевладелец был обязан Богу как даятелю всех благ. Во-вторых, мы видим, что земля, которой пользовались израильтяне, принадлежала Богу. Они находились на этой земле благодаря тому, что Бог исполнил Свое обещание, данное Аврааму, и будут оставаться там до тех лишь пор, пока будут неукоснительно исполнять Моисеев закон (см. Втор. 28). Бог, которому принадлежала вся земля, изменил отношение к ней тех, кто ее обрабатывал. Они не могли считать, что владели абсолютно всем, что производила земля. До некоторой степени эту цель преследовал и закон о десятине. Даже если бы не было других законов, уже одно это говорило бы им, что их были лишь 90 процентов урожая; остальное принадлежало Богу. Но Бог к этому добавил еще одно указание: на каждом акре надлежало часть урожая оставить неубранным, чтобы и бедняки могли попользоваться Божьей щедростью. Землевладелец, таким образом, становился лишь управляющим Божьими богатствами и не мог эти богатства приписать себе. Мы помним, что даже в родословие Христа Бог включил бедную вдову, моавитянку Руфь, которая подбирала колосья на поле Вооза (Руфь 2:2, 3).

Второй раздел закона связан с тремя из Десяти заповедей: “Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи...” (Лев. 19:11, 12). Эти заповеди тоже касаются отношений между людьми. С грехом пренебрежения к бедным тесно связан грех присвоения, получения обманным путем или утаивания собственности ближнего. И рядом же стоит ложь, что якобы ничего у ближнего не отнимали и себе не присваивали. Добавьте к этому грех клятвы пред Богом, что солгавший таким образом говорит правду. Бог никогда не выступает на стороне лжи. Нельзя вовлекать Его имя и чистоту в такое нечестивое дело. Моисей строго предупреждал израильтян, чтобы они помнили, что Бог не равен человеку. Слова “Я Господь” повторяются в конце каждого положения закона. Следовательно, делая Его соучастником в этом тройном обмане, человек мог навлечь на себя гнев Божий.

В третьем разделе (Лев. 19:13, 14) перечисляются дальнейшие грехи против ближнего — жадность, своекорыстие, обман, притеснение и жестокое обращение. “Ближним” в книге Левит считался также и “наемник” из Втор. 24:14. В те времена, да и вплоть до дней Иисуса, существовали поденные работники. Сегодня мы бы назвали их “сезонными рабочими”. Иисус рассказывал притчу о работниках, которых нанимали на работу в разное время в течение дня, но которые вечером все получили плату за целый день (Мф. 20:3-12). Хозяин земли был обязан заплатить работнику за его труд в конце дня — главным образом для того, чтобы работник вечером мог пойти на рынок и купить еды для своей семьи. Поэтому, если хозяин вовремя не выплачивал работнику честно заработанные деньги, последний с семьей оставались голодными. Увечных людей тоже всегда старались обидеть. Но израильтяне должны были относиться к своим калекам по-честному и с почтением, так как все люди — и больные и здоровые — сотворены одним Богом.

Четвертая группа законов обращена к чувству национального самосознания (Лев. 19:15-18). Израиль, и по своему происхождению и благодаря тому, что Бог объединял их в нацию с теократическим строем, становился не только обществом, связанным одной верой, но и братством. Бог вводит в словарь израильтян новое для них понятие — “любовь”. Оно было новым в том смысле, что любовь требовалось проявлять не только к своей собственной семье, но она должна была скреплять все израильское общество. Израильтянин должен был любить своего ближнего, как самого себя. Мы узнаём эту заповедь: ее Иисус включил в заповеди для нового Израиля — собрания верующих, церкви (Ин. 13:34, 35; 1 Ин. 4:18-21). Фарисеям и книжникам Иисус не только в точности процитировал этот закон, но указал на его тесную связь с “наибольшей заповедью” любви к Богу (Мф. 22:37-40).

Многие главы Ветхого Завета свидетельствуют о том, что в большинстве случаев израильтяне грешили как раз против бедных, вдов и сирот. Вот лишь некоторые примеры: Пс. 9:23, 30; 11:6; 33:7; 67:6; Прит. 14:21; Ис. 1:17, 23; 3:14, 15; 10:2; 26:6; Иер. 22:16; Иез. 18:12; Ам. 2:7; 8:4-6; Зах. 7:10. Бог воспринимал эти грехи как грехи против Него Самого, так как Он был Создателем, Царем и Судьей бедных, вдов и сирот (Пс. 67:6).

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИИСУС

Вопросу о том, как следует относиться к бедным и вдовам, Евангелия уделяют почти столько же внимания, сколько и Моисеев закон. Служение Иисуса проходило главным образом среди бедных и изгоев, потому что религиозные вожди не приняли Царство Божие. Чаще всего Иисус творил чудеса с больными и немощными — слепыми, хромыми и глухими. Он проявлял сострадание к вдовам. Его учение об ученичестве было тесным образом связано с благотворительностью (см. Мф. 19:21; Мк. 10:21; 12:43; Лк. 14:13, 21; 18:22; 19:8).

Пожалуй, самый впечатляющий отрывок в Новом Завете — это рассказ Иисуса о последнем суде (Мф. 25). Судья всего мира заинтересован в благополучии тех, кто принадлежит Ему, и основанием для награждения утверждающих, что они Христовы, являются их поступки по отношению к своим ближним. Для тех, кто старается в точности следовать учению, звучит особенно серьезным предупреждением то, что Иисус не упомянул ничего такого, что мы считаем важным, весомым или значительным. Это не значит, что мы можем не исполнять Его заповеди, отвергать истину или следовать лжеучениям; но это значит, что мы не должны сводить христианство к одному лишь соблюдению заповедей. Чрезвычайно важно то, как мы ведем себя с людьми, которых Творец создал по Своему образу и подобию.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕРКОВЬ

К сожалению, сегодня в церкви не поддерживается должное соотношение между занятием благотворительностью и проповедью евангелия. То и другое рассматривается в полном отрыве друг от друга, хотя я считаю, что так не должно быть. С конца 20-х годов XX века многие религиозные группы начали ставить благотворительность на первый план. Проповедь евангелия перестала играть для них важную роль после того, как они сдали позиции в части своих наиболее фундаментальных теологических воззрений касательно богодухновенности Писания и божественности Христа. И теперь они могут заниматься или тем, или другим, но никак не тем и другим вместе. Из-за таких злоупотреблений мы, кажется, впали в другую крайность, сосредоточив всё внимание на учении в ущерб благотворительности. А когда мы пытаемся совместить одно с другим, многие братья начинают обвинять нас в невыполнении главного повеления, которое дал нам Христос: нести благую весть.

А что же говорится в Новом Завете о благотворительности и евангелии? Иаков пишет:

“Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела — что пользы? Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела». Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак. 2:14-18).

Разве нельзя вместо слов “вера” и “дела” подставить слова “проповедь” и “благотворительность”, сохранив при этом суть наставлений Иакова? Думаю, что да. А вот что говорил Иоанн:

“А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердце наше” (1 Ин. 3:17-19).

Павел подкрепил эти две библейские истины, сказав: “Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере” (Гал. 6:10). Он также дал Тимофею наставления об отношении к вдовам в церкви (1 Тим. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я надеюсь, что данная статья помогла вам почувствовать еще большую признательность нашему Отцу за Его заботу о Своих детях. Пусть к нам придет понимание того, что христианство целостно в своем подходе и требует, чтобы мы, уподобляясь Христу, протягивали руку помощи людям.

#бог #бог есть любовь #любовь бога #христинство #религия

Еще по теме здесь: Гороскоп каждый день.

Источник: Бог заботится о социальной справедливости.