Бухгалтерский учет — основа для предотвращения финансовых потерь

Вот уж что поистине вызывает в малом бизнесе массовое непонимание и даже отторжение, так это бухгалтерский учет. Непонимание лежит в основе невежества предпринимателей в этом вопросе и, с одной стороны, порождает определенный страх, а с другой — приводит к мысли о ненужности его для бизнеса. Нет, никто не спорит, что этого, по мнению многих, навязанного государством занятия избежать нельзя и потому все так или иначе обзаводятся бухгалтерами. Впрочем, с одной только целью — снять проблемы во взаимоотношениях с налоговой инспекцией.

Безусловно, это — нужная функция бухгалтерии, но далеко не единственная и не самая важная.

Начинающий предприниматель радостно потирает руки в предвкушении очень хорошего дохода от сделки, определенного им самим, как это водится, самым распространенным способом, т. е. «на пальцах». И какие громы и молнии обрушиваются на голову бедного бухгалтера, когда он (после того, как учел все так, как полагается) показывает совсем не такой доход.

Предприниматель побуждает бухгалтера так манипулировать цифрами, чтобы в результате получалось то, что хочется предпринимателю. Он даже не догадывается о том, что должен действовать совсем иным способом: научиться принимать правильные решения на основе объективных данных бухгалтерского учета.

Когда предприниматель ставит перед собой цель — скрыть доходы, то ни о какой объективности бухгалтерского учета говорить не приходится. Такой бухгалтерский учет оказывается действительно бесполезным для бизнеса.

Впрочем, даже и хорошо поставленный учет оказывается бесполезным, если предприниматель не пользуется им в своей деятельности и
значительно ослабляет позиции своего бизнеса, потому что задвигает в дальний угол механизм, которым нужно пользоваться постоянно — механизм предотвращения финансовых потерь.

Бухгалтерский учет не является самоцелью. Он не может проводиться только потому, что нужен бухгалтеру или государству. Он должен служить бизнесу.

Итак, правильно поставленный бухгалтерский учет позволяет:

  • дать объективную оценку бизнесу — прибылен он или нет. Если бизнес убыточен, то дни его, скорее всего, сочтены, если предприниматель не примет экстренных мер по его спасению. Если бизнес прибылен, то важно знать, соответствует ли фактическая прибыль планам и если не соответствует, то почему;
  • дать оценку ценности (не стоимости) бизнеса для предпринимателя, инвесторов или кредиторов. Эта оценка показывает, насколько эффективно работает вложенный в бизнес капитал и что нужно сделать, чтобы повысить эффективность;
  • помочь в решении финансовых проблем, в использовании имеющихся возможностей, планировании деятельности предприятия и быть в курсе текущей деятельности;
  • минимизировать налоги и подготовить необходимую документацию для налоговых и других государственных органов.

Для того чтобы решить перечисленные выше вопросы, по результатам бухгалтерского учета составляются два основных документа: отчет о прибылях и убытках, а также балансовый отчет, в котором учитываются все активы и пассивы бизнеса.

Оба эти документа с установленной периодичностью предоставляются в налоговую инспекцию. Радости предпринимателя не будет конца, если эти документы нужно будет представлять раз в год. И совершенно напрасно. Чтобы быть в курсе событий, эти документы нужно составлять хотя бы ежемесячно, независимо от периодичности предоставления их в налоговую инспекцию.

Хотя о чем мы говорим? Вы когда-нибудь видели, чтобы предприниматель заглянул в них и открыл какую-нибудь таблицу? Я лично не видел. Всегда эти документы подписываются не глядя. В лучшем случае предприниматель задаст вопрос: «Тут все в порядке?». Да и правду сказать, зачем в них заглядывать-то, если для предпринимателя все эти записи с цифрами представляют собой что-то вроде китайской грамоты.

Чтобы использовать в своей деятельности данные бухгалтерского учета, предпринимателю нужно научиться читать эти документы и понимать их смысл.

Вопрос о достоверности бухгалтерского учета очень важен. Если данные не достоверны, то бизнес живет своей жизнью и «на ощупь», а документы живут своей жизнью и совершенно бесполезны.

Обязанность предпринимателя — поручить работу с цифрами бухгалтерам и не мешать им в этом, а использовать результаты работы в целях своего бизнеса. Хотя многие обходятся и без этого. Мы знаем, чем это оборачивается для 80%. Помните? БОЗ — дорога туда хорошо утоптана, можно даже сказать, что она заасфальтирована.

Не так уж много времени потребуется на учебу. Существуют кратковременные курсы, семинары, лекции и масса книг. Без труда можно найти и частного консультанта.

Однако и это еще не все.

Даже если у бизнеса все в порядке с прибылью, с активами и пассивами, это, к сожалению, еще не предполагает его финансовой стабильности. Дело в том, что поступление денег в бизнес от покупателей (по счетам дебиторов) за отгруженную продукцию и оплата денег поставщикам (по счетам кредиторов) за полученную продукцию по времени и размерам не совпадают друг с другом.

Например, деньги от покупателя за отгруженную продукцию будут перечислены по условиям договора после получения ее покупателем, а иногда и через оговоренный более длительный промежуток времени.

В то же время поставщику, также по условиям договора, деньги нужно платить уже сейчас. Да и идут деньги всегда не так быстро, как нам хочется.

Поэтому в каждом бизнесе возникает временной лаг между поступлением денег на счет и оплатой их со счета.

Ситуация, когда на счете всегда есть деньги для своевременной оплаты своих обязательств, встречается довольно редко. Гораздо чаще предприниматель ломает голову над тем, как бы «выкрутиться» и кому безболезненнее для бизнеса не заплатить сейчас и перенести этот платеж на более позднее время.

Строго говоря, в такой ситуации предприниматель уже не управляет своими финансами, а финансы управляют им.

Чтобы поставить денежный поток под контроль, существует эффективный механизм, называемый отчетом о движении денежных средств. Составлению этого документа научиться не так уж и сложно, но я что-то не слышал, чтобы в малом бизнесе кто-то это делал. Может быть, потому, что многие не знают о его существовании и пользе.

На каждый месяц на год вперед нужно записать все ожидаемые плановые поступления и все предстоящие расходы. Если, начиная с первого месяца, занести в этот документ имеющиеся на начало месяца наличные деньги (на счете и в кассе), то не трудно увидеть те месяцы, когда будет возникать дефицит наличности. Далее каждый месяц в этот документ заносятся фактические цифры поступлений и произведенных расходов и выводится фактическая сумма наличности на начало каждого месяца.

Предприниматель получает в свои руки очень эффективный инструмент. Когда денег не хватает, он может обратиться к своим покупателям с просьбой ускорить оплату или произвести частичную оплату, а также обратиться к своим поставщикам с просьбой отложить срок платежа или согласиться на частичный платеж. Наконец, он знает, на какой срок и в какой момент ему может понадобиться кредит.

Составление финансовых документов и умение ими пользоваться — очень важный навык для достижения успеха, которым предпринимателю нужно овладеть до того, как он откроет свой бизнес.

Сейчас практически ни у кого не возникает вопроса о необходимости услуг бухгалтера. Нужно только иметь в виду, что ошибки бухгалтера могут иметь очень серьезные последствия. В одном малом предприятии ошибки в бухгалтерском учете, допущенные в первые два месяца работы, привели к тому, что учет за целый год работы оказался неверным. Это создало массу проблем для руководства фирмы.

Предприниматель не должен начинать свой бизнес, если у него нет опытного бухгалтера, и к поиску такового нужно приступать со всей серьезностью и задолго до начала бизнеса. Существуют различные способы привлечения опытных бухгалтеров и нужно выбрать такой, который позволяет снизить затраты. Бухгалтер — не тот сотрудник, на котором нужно экономить. Его услуги нужно покупать.

Понимание важности бухгалтерского учета для бизнеса — одна из главных составляющих предпринимательского мышления.