Такое определение денег используется финансистами, но для нас оно тоже будет полезным. Понятие «абсолютная ликвидность» означает, что деньги могут быть быстро и без потерь обменены на любые другие блага.
Просто поражаешься, как люди любят эту операцию обмена — что в личной жизни, что в бизнесе. Как только у предприятия появляются деньги, оно мгновенно начинает обрастать всякими телефонами, мебелью, компьютерами, автомобилями, чайниками, кофеварками и прочими благами. Некоторые из этих благ абсолютно неликвидны, как, например, билет на самолет в салон первого класса или поездка на турецкий курорт под видом командировки. Другие блага представляют собою имущество, которое, в отличие от денег, абсолютной ликвидностью уже не обладает. Попробуйте продать все перечисленные выше приобретения. Кто же купит подержанную вещь по цене новой!
То же самое происходит и с имуществом, используемым в деловых операциях бизнеса. Возьмем, например, товарный запас, используемый в торговом бизнесе, или материалы, используемые в производственном бизнесе.
Мы увидим дальше, что бизнес всегда построен на ожиданиях. Когда предприниматель создает бизнес и инвестирует в него свои время и деньги, он ожидает, что бизнес будет давать ему определенную отдачу.
Однако мир устроен так, что эта отдача в какой-то своей части, а иногда и полностью, оказывается совсем не такой, что мы ожидали.
В этом состоит важное свойство любого бизнеса. Если бизнес стабилен и предприниматель достаточно опытен, то его ожидания будут оправдываться с большей вероятностью. Впрочем, все равно некоторая неопределенность в любом случае будет иметь место, потому что нам недавно предугадать потребительский спрос. Об этом свидетельствуют распродажи, которые устраиваются даже такими фирмами, которые, что называется, в своем деле «собаку съели».
Получается, что если бы на складе фирмы имелся в необходимом количестве тот товар, который нужен покупателю в данный момент, то и продажи его можно увеличить. А покупатель часто уходит не совершив покупки, хотя склады фирмы забиты.
Каким образом можно разрешить это противоречие, возникающее в результате ошибочности наших ожиданий? Нужно постараться «быть готовым ко всему», в нашем случае — к колебаниям спроса. Малому бизнесу не по силам содержать большие резервы товаров. Поэтому один из механизмов для него — иметь вместо неликвидного в данный момент товара абсолютно ликвидное имущество. Иными словами, деньги на счете позволяют быстро закупить нужный товар и увеличить продажи. А вот неликвидный товар, которым, по крайней мере, на треть забиты все склады, такой возможности не дает. В результате бизнес теряет доход.
Способность оперативно скорректировать ситуацию — важная особенность денег по сравнению с другим имуществом.
Но не единственная.
Деньги — это средство обмена, который, как мы знаем, никогда не бывает эквивалентным. В этом его суть — каждый в результате обмена получает больше, чем имел.
Представим себе не такую уж редкую ситуацию, когда изготовитель имеет на складе готовую продукцию, которую он реализует в течение 1-2 месяцев, но в данный момент испытывает острую нужду в деньгах.
Ему нужно заплатить заработную плату персоналу, заплатить налоги и закупить новую партию материалов, чтобы загрузить производство.
Для завода деньги в этот момент представляют собою большую ценность, чем товар, который лежит на складе готовой продукции. Покупатель, располагающий наличными средствами (деньгами на счете), имеет хорошие возможности приобрести нужный ему товар дешевле, чем обычно, т. е. увеличить свой доход. Для производителя такая продажа тоже выгодна, например, по сравнению с кредитом. Ведь за кредит все равно придется платить проценты, а товар нужно еще постараться реализовать.
В рассмотренных выше случаях деньги выступали в качестве оборотных средств. Оборотные средства — это имущество бизнеса, которое позволяет в будущем получать блага в краткосрочный период времени.
Так, например, если бизнес располагает товарным запасом, который оборачивается в течение двух месяцев, то на деньги, благодаря их абсолютной ликвидности, можно закупить самый ликвидный в данный момент времени товар, который будет очень быстро распродан. Оборачиваемость этой части товара может быть гораздо более высокой, чем всего запаса.
Таким образом, деньги позволяют, с одной стороны, очень оперативно отреагировать на непредвиденное изменение ситуации (например, изменение покупательского спроса по сравнению с ожиданиями) и увеличить продажи, ас другой стороны — получить дополнительные выгоды при закупках. В обоих случаях доход бизнеса увеличивается.
Поэтому часть имущества бизнесу выгодно иметь в виде денег. Размер этой части каждый должен определить для себя сам и в дальнейшем его поддерживать.
С прибылью в малом бизнесе дело обстоит еще хуже, чем с оборотными средствами. Прибыль - это всегда абсолютно ликвидное имущество, заработанное к тому же тяжким трудом. Оно с легкостью обменивается на ненужные бизнесу блага или просто выбрасывается на ветер на всевозможные сомнительные проекты и начинания, единственным обоснованием которых служат безудержные эмоции и фантазии. Как часто приходится слышать, что необходимо рисковать или «кто не рискует, тот не пьет шампанское». Ирония заключается в том, что шампанское, как правило, пьет тот, кто не рискует. Управление рисками — очень важная обязанность предпринимателя, потому что деловой риск — это результат образа мышления предпринимателя, а не внешних обстоятельств.
Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда люди спешат избавиться от денег. Может быть, потому, что деньги обладают абсолютной ликвидностью и за них можно быстро получить любые другие блага?