Не отчаивайся, работай, будь честным
И конец увенчает твоё дело.
Томас Липтон
В числе крупнейших иностранных коммерческих фирм, пользующихся всемирной известностью, насчитывается и несколько таких, миллионные обороты которых созданы в поразительно короткий промежуток времени и притом почти из ничего. В этом отношении особенно поучительна история торгового дома Томаса Липтона.
В 1871 году молодой человек возвратился из Америки, где после долгих усилий и трудов заработал 100 фунтов стерлингов.
В Глазго, на бойкой улице он открыл маленькую колониальную лавку. Липтону пришла мысль привлекать публику с помощью изящных плакатов, не лишённых к тому же художественных достоинств, и он не ошибся в расчётах. День ото дня дела его шли всё лучше и лучше. И это было не просто везение, а ежедневный упорный труд, нестандартный подход к делу, изобретательность. С годами коммерсант смог создать сеть магазинов, купил упаковочную фабрику, отрыл торговый дом в Лондоне.
Бизнес расширялся. К 1890 году коммерсант заработал свой первый миллион.
Вот что писала русская газета «Новь» в те годы: «В Лондоне, где у Липтона работает 1600 служащих, он знает КАЖДОГО ИЗ НИХ ЛИЧНО. Его опытный глаз быстро угадывает подходящего человека и все его служащие имеют шансы стать со временем во главе одного из магазинов. Если кто-нибудь из них обнаруживает особенные коммерческие способности, его переводят в Центральное Липтонское депо на Болл-Стрит. Под личным наблюдением хозяина он посвящается там во всё, что необходимо для успешного ведения крупного предприятия. Если он выдержит испытание, его назначают управляющим отделением. Коммерсант платит служащим прекрасное жалование и, кроме того, предоставляет им известный процент с чистого дохода».
В 9 часов утра Томас Липтон приходил в контору и лично просматривал отчёты управляющих. На полях делал пометки. Затем прочитывал огромное количество писем, беседовал с маклерами, лично рассматривая привезённые ими образцы, и заключал контракты иногда на фантастические суммы. Затем наступал черёд отделения рекламы, где он просматривал образцы объявлений. Рабочий день у коммерсанта заканчивался в 8 вечера.
Реклама у Липтона была весьма разнообразна по тому времени: плакаты, газетные объявления, вывески, подарки, рассылка образцов, статьи в газетах и журналах и т.д.
Несколько сот лучших рисовальщиков занимались изготовлением рисунков и плакатов, несколько сот рекламистов разрабатывали новые виды рекламы.
Липтон поощрял не только тех рекламистов, которые придумывали что-нибудь оригинальное, но и тех, кто хорошо мог пользоваться чужими «изобретениями» в этой области. Он придерживался того мнения, что ведь и другие хотят жить.
Рекламная изобретательность Липтона и его команды была поразительна.
Например, среди белого дня над разными районами Лондона вдруг поднимались ярко освещенные воздушные шары, на которых было написано имя Липтона, и из них тысячами выбрасывалась реклама. Неизбалованная тогдашняя публика расхватывала рекламные листки. На отделениях его торгового дома висела гигантская реклама, освещённая электричеством, которая манила публику заглянуть в один из его магазинов.
Благодаря Липтону газетные объявления получили «художественную внешность».
Только на них он тратил свыше 50000 фунтов стерлингов.
Реклама путём рассылки образцов была признана им наиболее действенной, но в то же время и наиболее дорогой.
Цейлонский чай, на который сделал ставку коммерсант, был в то время в Англии не в почёте.
Предпочитали пить китайский. На деле цейлонский чай по вкусовым качествам нисколько не уступал конкуренту. Липтону понадобилось победить предрассудки консервативных англичан. Борьба за «место под солнцем» была жёсткой. Но энергия, энтузиазм и хорошо налаженный «рабочий механизм» победили. В Англии повсеместно стали пить цейлонский чай, а Липтон получил звание придворного поставщика.
Беспокойная натура Липтона не давала ему остановиться и почивать на лаврах. Коммерсант вступил в энергичную борьбу с фабрикантами мясного экстракта, которые «заламывали» за продукт высокие цены. Липтон изготовил продукт и назначил цены вдвое ниже. Чтобы распространить экстракт, он послал КАЖДОМУ английскому врачу (их в Англии насчитывалось тогда 32500 человек) пробу. Пересылка одного образца обходилась примерно в 3 пенса. Расход был крупный, но он немедленно окупился. В результате Липтон стал производить экстракта больше, чем все конкуренты, вместе взятые.
«Чайный король» к Рождеству рассылал в больницы и богадельни ящики с чаем и какао.
Филантроп получал от этого несомненную выгоду для себя: из благодарности различные учреждения, получающие от него подарки, покупали чай, разумеется, у него.
Липтон стал поставщиком Бернумской театральной труппы, насчитывающей несколько тысяч актёров, которые разъезжали со спектаклями по всей стране и, волей-неволей, рекламировали продукцию.
Военное ведомство стало закупать большую часть потребляемого чая у Липтона.
Ещё раз обратимся к газете «Новь». Вот как описывает она на своих страницах торговый дом в Лондоне: «В чайном отделении торгового дома на Болл-Стрит нагромождены сотнями ящики с чаем всевозможных сортов. Развеской и упаковкой этой продукции занимается несколько тысяч девушек, одетых в изящнуюформу. В другом помещении находится множество сосудов с водой. Благодаря долголетней практике Липтон нашёл, что в разных частях Англии вода по характеру весьма различна. Вследствие этого он счёл необходимым ограничить распространение некоторых сортов чая известными районами, т.е. там, где эти сорта лучше всего завариваются. В другом отделении торгового дома хранится свыше 10000 окороков и вдвое большее количество имеется в коптильне.
В отделе для какао можно видеть этот продукт и в сыром виде и в окончательно переработанном».
Колоссальный коммерческий успех Томаса Липтона основывался на том, что он продавал только самый лучший товар и довольствовался небольшой прибылью. Миллионные обороты в результате давали огромные доходы.
Апогея Липтон достиг, когда коммерсант пожелал превратить своё предприятие в общество с ограниченной ответственностью и требовал 2,5 миллиона, подписка достигла 50000000 фунтов стерлингов!
Труды Липтона «увенчали его дело».