Четвертое. ВКЛАДЫВАЙТЕ В СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДУШУ

Искренность, энтузиазм и увлеченность вам в этом помогут. Когда человек говорит под воздействием чувства, на поверхность выходит его подлинное «я». Преграды сметены. Эмоции не оставили от барьеров камня на камне. Человек действует спонтанно. Он говорит спонтанно. Он таков, каков есть на самом деле.

Поэтому в завершение, хотя вопрос произнесения публичных речей еще далеко не завершен и не раз возникнет на страницах этой книги, я хочу повторить вам: вкладывайте в свое выступление душу.

«Я никогда не забуду, — сказал Дин Браун в лекции об искусстве проповедника, прочитанной им перед студентами Йельского университета, — описания церковной службы, которую мой друг слушал в Лондоне. Служил пастор Джордж Макдональд. Тем утром он читал отрывок из Писания и в качестве темы избрал одиннадцатую главу Послания ап. Павла к евреям. Когда настало время проповеди, он сказал: «Вы все слышали о благочестивых людях. Я не буду пытаться рассказать вам о том, что такое вера. В мире полным-полно профессоров богословия, которые смогут это сделать гораздо лучше меня. Я здесь для того, чтобы помочь вам поверить». И затем он прочел простую, сердечную и величественную проповедь, демонстрирующую его веру в то непознанное, что вечно и непреложно. И он сумел вселить эту веру в сердца и умы своих слушателей. Он вложил в эту работу душу, и его выступление достигло своей цели, потому что опиралось на подлинную красоту его собственного внутреннего мира».

«Он вложил в эту работу душу». Вот в чем секрет. Но мне хорошо известно, что подобные советы не пользуются популярностью. Они кажутся слишком неопределенными. Средний человек хочет получить точные инструкции, хочет чего-то определенного, что можно потрогать. Он хочет, чтобы его научили говорить так же, как учат водить машину.

Вот чего хочет обыкновенный человек, и мне хотелось бы дать ему это. Тогда и ему, и мне стало бы гораздо легче. Такие правила существуют, но у них есть один небольшой недостаток — они не работают. Они лишают речь человека естественности и непринужденности, делают ее сухой и безжизненной. Я знаю, о чем говорю. В молодости я потратил уйму времени и сил, изучая эти правила. На этих страницах вы их не найдете, ибо, как удачно заметил Джош Биллингз: «Нет смысла знать многие вещи, если они не таковы, какими кажутся».

Эдмунд Берк писал речи настолько совершенные по логике и убедительности и композиции, что они и до сих пор приводятся в качестве классического примера ораторского искусства. Но он совершенно не умел выступать. Он не умел донести перлы своего разума, сделать их интересными и увлекательными. Его прозвали «обеденным гонгом». Когда он выходил на трибуну, одни члены палаты общин поднимались и отправлялись обедать, а другие мирно засыпали.

Если вы изо всех сил бросите стальную пулю в человека, то даже не порвете его одежду. Но если вы бросите щепотку пороха в огонь сальной свечки, то сможете пробить дыру в толстой доске. Должен с сожалением признать, что многие речи, подобные сальной свечке, в которые брошена щепоть пороха, оказывают на людей гораздо большее впечатление, чем речь, исполненная стальной логики, прочитанная без огня и вдохновения.