На этот вопрос Вы должны уметь ответить очень точно. Спросите себя, что есть особенного в Вашем предложении. Чем Ваше предложение отличается от других? Возможно, особенное — это экстра-сервис для клиентов? Если постоянные клиенты Вашего цветочного магазина, например, являются еще и постоянными заказчиками из ресторана по соседству, Вы можете поставлять эти букеты еженедельно прямо в ресторан. Подумайте об ассортименте и о комбинировании услуг с другими предложениями.
Если Вы хотите, например, продавать платья, Вы могли бы расширить свое предложение аксессуарами, такими как шарфы и модные украшения, Вам совсем не обязательно самой производить эти товары, Вы можете продавать комиссионные товары, Вы также можете предложить Вашим клиенткам консультацию по выбору стиля и подходящих цветов. Выясните, какие товары и услуги пользуются успехом. Посетите ярмарки, проведите собственный опрос. Но не перегружайте свое предложение! Потому что каждое предприятие должно иметь свое лицо. Клиенты ждут исполнения определенных желаний и часто считают неквалифицированными предложения типа: «У меня Вы можете получить все». Вместе с выбором специализации
Вашей деятельности докажите Вашим клиентам, что Вы именно та, к кому они могут обратиться.
Как женщина, занимающаяся свободной профессией (о том, занимаетесь ли Вы свободной профессией или каким-либо ремеслом, Вы можете узнать в главе 6), Вы должны заниматься также определением
Вашего предложения. Именно профессионально самостоятельные женщины наиболее подвержены неверному мнению, что вполне достаточно предложить на квалификацию в общих чертах. Но это допустимо только в тех областях, где отсутствует конкуренция. Женщина-адвокат, занимающаяся всеми правовыми вопросами, в наши дни уже не может преуспевать в больших городах. Если же она специализируется в области, в которой уже много специалистов (например, разводы), это ничего не меняет в ее невыгодном положении на рынке.
Специализация должна всегда быть определена настолько точно, чтобы выгодно отличаться от конкурентов. Это правило касается всех профессионально самостоятельных.
Женщины склонны к тому, чтобы, формулируя свои предложения, думать «социально»:
- Женщина-механик по ремонту автомобилей хочет организовать такую мастерскую, где женщины могли бы сами брать напрокат и ремонтировать автомобили за незначительную плату.
- Женщина-продавец книг хочет создать в своем магазине уголок для чтения, где есть диван и можно выпить чашечку кофе, что создает соответствующую атмосферу для чтения развлекательных книг.
Однако преимущества для клиентов могут стать недостатком для владелицы предприятия, когда в итоге не сходится касса. Каждый уголок, отведенный для чтения, для детей, каждый лишний стул для отдыха означают лишние квадратные метры производственной площади, которые Вы обязаны оплачивать из месяца в месяц; каждое снижение цен должно компенсироваться за счет использования Вашей собственной рабочей силы. Но если хозяйка у стойки не только разливает пиво, но и дает информацию о нянях для детей, тем самым она завоевывает новых клиенток: для матерей-одиночек возможность посетить вечером бар пока еще редкое удовольствие. Так за счет социальной деятельности может поправиться касса!