Делайте свою речь более человечной

Однажды я попросил группу американских бизнесменов в Париже выступить на тему «Как добиться успеха». Большинство из них перечислили ряд абстрактных качеств и высказались в пользу упорного труда, настойчивости и честолюбия.

Тогда я остановил выступавших и сказал: «Мы не хотим выслушивать лекцию. Это никому не нравится. Помните, вы должны увлечь аудиторию, иначе слушатели не обратят внимания на ваши слова, что бы вы ни говорили. Помните, что самая интересная вещь в мире — это сплетни и слухи. Расскажите нам истории из жизни людей, которых вы знаете. Расскажите, почему им удалось добиться успеха там, где другие потерпели неудачу. Мы с интересом послушаем вас, запомним ваши слова и наверняка воспользуемся вашими советами».

Один участник этого семинара счел подобное задание трудным. Однако этим вечером он справился с собой и рассказал нам о двух своих институтских приятелях. Один из них был настолько консервативен, что покупал рубашки в разных магазинах и вел записи, какая из них лучше стирается, дольше носится и приносит больше прибыли на вложенный доллар. Его ум постоянно был занят подсчетами. Когда он закончил колледж, а собирался он стать инженером, у него сложилось очень высокое мнение о себе. Ему не хотелось начинать снизу и двигаться к вершине, как все остальные выпускники. Даже когда со времени окончания колледжа прошло три года, он все еще продолжал вести записи о своих рубашках и ждать, когда произойдет что-то необычайное. Но это необычайное так никогда и не случилось. С тех пор прошла четверть века, и этот человек, неудовлетворенный и брюзгливый, так и остался неудачником.

Но с участником нашего семинара учился и другой человек. Он сумел выполнить все свои планы и оправдать все ожидания. Этот человек был чрезвычайно общителен. Его любили все. Хотя он был довольно честолюбив, он все же начал с работы чертежника. Но он постоянно искал возможность продвинуться. В то время планировалось проведение Нью-йоркской всемирной выставки. Парень сообразил, что инженеры там понадобятся. Поэтому он бросил работу в Филадельфии и переехал в Нью-Йорк. Там он образовал компанию и занялся технической работой. Его фирма провела серьезную работу для телефонной компании, и в конце концов он занял очень высокооплачиваемую должность.

Я привел здесь лишь основные положения выступления участника нашего семинара. Он говорил очень живо и образно, приводил множество мелких, но очень интересных для слушателей деталей. Он говорил и говорил — и это был человек, который с трудом мог найти материал для трехминутного выступления. Когда его остановили, он с удивлением обнаружил, что на этот раз проговорил целых десять минут. Его речь была настолько интересной, что показалась всем очень короткой. Это был подлинный триумф.

Этот случай может оказаться полезным практически для всех. Любая средняя речь может стать гораздо более интересной, если вы наполните ее примерам из жизни. Оратор должен сформулировать несколько положений и проиллюстрировать их конкретными примерами. Этот метод построения речи дает вам практически стопроцентную гарантии успеха.

Разумеется, самый надежный и неисчерпаемый источник подобного интересного для людей материала — это ваша собственная жизнь. Не пренебрегай случаями из своего жизненного опыта, считая, что говорить о себе некрасиво. Аудитория не хочет слушать о выступающем только в одном случае — если он ведет себя эгоистично и высокомерной любом другом случае публика всегда с огромным интересом воспринимает примеры из жизни выступающего. Это самонадежное средство удержать внимание аудитории. Не пренебрегайте им.