Контроль — несомненно, одна из важнейших управленческих задач. Есть только одна задача выше рангом — это постановка или согласование цели. По логике процесса управления целевая функция находится на первом месте. Здесь же отметим: если не доводить цель до своих подчиненных, то нечего контролировать! Это относится не только к контролю за результатом, но и — как станет ясно — к контролю за процессом, причем последний следует осуществлять особенно внимательно. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет и контролирующих, и контролируемых.
Как только в электричке появляется контролер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты. Закаленных «профессиональных» безбилетников немного. Но есть люди, наслаждающиеся своей властью, проявляющейся, например, в жестком, беспощадном и всех подозревающем контроле. Нередко это люди с ущемленным чувством собственного достоинства, которые идут на службу к «сильным мира» и ради них щелкают кнутом. На роль управляющих они вряд ли подходят — кому понравится с ними работать?
Что такое контроль? Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.
Бесчеловечная, циничная власть использует неопределенный, тотальный контроль: каждый и в любое время находился под подозрением и уже поэтому наполовину виновен. Это напоминает ощущения даже первоклассного водителя, если за ним постоянно следует полицейская машина. В конце концов, он потеряет самообладание, упрется в спидометр, боязливо оглядываясь, будет прислушиваться к мнимым перебоям двигателя и из-за нервозности действительно станет ехать хуже.
Если на каком-нибудь предприятии или в учреждении получают распространение подобные страхи, значит, в системе контроля есть существенные недостатки.
Неправильный контроль вызывает страх
То, что должно быть,— это не обязательно конечный результат, как в случае с контролем за результатом. Оно может заключаться в желаемой линии поведения, в определенном образе действий при контроле за ходом процесса.
Цель контроля состоит, как правило, не в том, чтобы «поймать», «уличить», «схватить», хотя, если уж мы об этом заговорили, и эти цели при известных обстоятельствах ставятся в процессе контроля именно тогда, когда есть основания предполагать, что желаемое состояние не достигается сознательно, когда предпринимаются попытки скрыть получающийся разрыв. Так, при проверке билетов выявляются «зайцы» или проводится целевая проверка обоснованности получения тех или иных льгот или дополнительных услуг.