Естественно, что места проживания людей отличаются друг от друга множеством особенностей. В этой главе мы обсудим лишь некоторые, наиболее очевидные, те, которые оказывают значительное влияние на торговлю. Безусловно, эти особенности приобретают разную важность в зависимости от типа вашего товара и вида торговли (розничная, промышленная), от вида услуг, которые вы предлагаете.
Однако наиболее очевидной и значимой особенностью безоговорочно можно назвать климат. Подумайте, как влияет погода и сезонные изменения на продажу одежды. Фасон и тип ткани могут резко отличаться в разных климатических районах страны. На торговые дела коммерсанта, специализирующегося на спортивных предметах, нагревательных приборах и кондиционерах, торгующего машинами для стрижки газонов и огородным инвентарем, климат оказывает решающее влияние. Погода влияет и на торговлю автомобилями, бытовой аппаратурой, на ремонтные работы, даже на продажу книг и журналов. (Представьте, как много бывает времени для чтения в долгие зимние вечера в Миннесоте или Мичигане, в противоположность Аризоне, Флориде или Южной Калифорнии.)
Не менее важное значение для коммерции имеет экономика данного региона или территории. Доход на душу населения и доход на одну семью оказывают влияние на торговлю и отличаются в различных частях страны. Эти факторы воздействуют на продажу многих предметов роскоши, таких, как ювелирные изделия, меха, цветные телевизоры и т. п. Очевидно, что роллс-ройсы не будут популярны среди населения районов, подверженных депрессии, таких, как Южный Кентукки, и совсем другое дело процветающий район Майами-Бич во Флориде. В тех местах, где доходы высокие, люди, естественно, более склонны приобретать товары, не являющиеся предметом первой необходимости. Другими словами, их основные потребности и без того удовлетворены, и они могут позволить себе тратить деньги на роскошь. В районах с низким средним доходом коммерсанту придется бороться за свой кусок пирога ограниченного размера.
Различные регионы сильно отличаются и по другому экономическому фактору профессиональным союзам (они могут подорвать экономику региона посредством забастовок). Большие и малые города, зависящие от одной главной отрасли промышленности более подвержены экономическим спадам и подъемам, чем населенные пункты с разнообразными видами трудовой деятельности. Местная политика самоуправления оказывает немалое влияние на экономику района. Естественно, местные и федеральные налоги немаловажный фактор в покупательной способности населения. Однако следует предостеречь читателя: существует слишком много коммерсантов, которые стараются объяснить свои коммерческие неудачи экономическими условиями в регионе, где они торгуют, хотя во многих случаях причина кроется не в этом.
Разное воздействие на торговлю оказывают также культура и традиции. Прекрасный пример — попытка продажи полисов страхования жизни пенсильванским голландцам. По их национальной традиции, вся община должна обеспечивать благосостояние безутешной вдовы, поэтому, естественно, эти люди — неподходящая среда, где следует распространять страховки. Мебель в стиле прошлого века больше понравится, например, в Вирджинии, чем в Калифорнии. Или же спрос на одежду модного покроя резко отличается в Нью-Йорке и, скажем, в штатах Среднего Запада так же, как в глухих сельских местах и в больших городах. Разъездной торговец в Новой Англии заметит, что потенциальные покупатели там более осторожны, чем дружелюбные люди на Среднем Западе, особенно если коммивояжер им незнаком. Итак, жители Америки очень разные и, соответственно, по-разному относятся к покупке товаров.
Следует учитывать и многие другие факторы при обдумывании преимуществ и недостатков той или иной области страны.
Вот несколько любопытных примеров:
Продажа охотничьего и рыболовного снаряжения лучше пойдет в местах, где много лесов и рек, чем там, где мало возможностей для охоты и рыбалки.
Торговать моторными лодками выгоднее в Миннесоте (ведь там 10 000 озер), чем в Канзасе или Айове.
Фермерское сельскохозяйственное оборудование больше понравится жителям Среднего Запада (кукурузный пояс), чем населению Род-Айленда или Массачусетса.
Торговцы одеждой для интеллектуальной элиты найдут больше покупателей где-нибудь близ Бостона, чем в Лас-Вегасе.
Агент, продающий путевки для путешествия по Европе, найдет понимание скорее в Нью-Йорке, чем в Дакоте.
Коммерсант, который специализируется на продаже офисного оборудования, обнаружит покупателей своих товаров скорее всего в крупных городах.
Рынок сбыта промышленной продукции гораздо шире в регионе Кливленд-Акрон, чем в Миссисипи или Монтане.
Снегоходы и лыжи лучше продаются в штате Мэн или Северной Дакоте, чем в Аризоне, то же самое относится к антифризам, колесным цепям, батареям и т. п.
Плавательные бассейны охотнее раскупают во Флориде или Калифорнии, чем в Мичигане или Вермонте.
Изготовители автомобилей скажут вам, что машины с откидным верхом лучше расходятся во Флориде и Калифорнии, чем в Пенсильвании и Мичигане, так же, как и автомобили с кондиционерами.
Можно привести еще тысячу примеров подобного рода. Используйте свое воображение и здравый смысл, обдумывая какой товар где выгоднее предлагать для продажи.