Открытие школы автовождения в деревне может стать рискованным предприятием. Предпринимательница должна подумать, придут ли к ней люди из близлежащих районов, или они скорее поедут в соседний городок, где смогут выполнить и другие поручения. Спросите себя:
- Какое главное значение имеет место моей деятельности для тех, на кого она направлена?
- Где лучше всего контактировать с теми, на кого ориентируется мое предложение?
Если Вы считаете, что место не имеет значения для Ваших клиентов, это может основываться на том, что Вы:
- Владеете производственной мастерской и Ваши материалы можете получить в любом месте, или
- предлагаете услугу такой специфики, что люди готовы преодолевать долгий путь, чтобы прийти к
Вам, или
- Ваши контакты с клиентами происходят в основном через письма или по телефону.
Но даже и в этом случае место, где Вы обосновались, не может быть для Вас безразлично. Так, например, производственная мастерская должна иметь удобное для машин поставщиков расположение, а цены поставки должны быть по возможности низкими. Или узкоспециализированная врачебная практика не должна находиться в промышленном районе. В любом случае адрес должен соответствовать Вашему имиджу.
Если контакт с клиентами осуществляется преимущественно через письма или по телефону, Вы, возможно, захотите обосноваться в своей квартире. Многие женщины-психологи, целительницы и т. д. хотят начать свою деятельность дома, чтобы сэкономить средства. Однако это может оказаться экономией не там, где надо, так как обычно это производит впечатление не профессиональности, когда Вы встречаетесь с клиентами в своей квартире. Тем, кто хочет работать дома, необходимо выяснить для себя следующее:
- Подходит ли квартира для занятий предпринимательской деятельностью (планировка комнат, санитарные условия и т. д.)?
- Согласен ли хозяин квартиры на использование Вами квартиры в профессиональных целях?
- Запрещено ли в Вашей местности использование жилых комнат в других целях? Правила на этот счет меняются в зависимости от региона. Поинтересуйтесь об этом в жилищном управлении.
- Если такой запрет существует: способствовал бы характер Вашей деятельности использованию жилых помещений не по назначению? Не всяким ремеслом строго запрещено заниматься в квартире.
- Потребует ли от Вас административный орган по надзору за строительством создания дополнительных мест для парковки?
Если Вы установили, что место Вашего обоснования очень важно для Ваших клиентов, потому что Вы, к примеру, хотите открыть магазин розничной торговли, рассчитанный на непостоянную клиентуру, следующие вопросы помогут Вам проверить правильность выбранного Вами места:
- Какова структура доходов в Вашей местности/регионе? Посмотрите вокруг. Даже плата за наем квартиры может дать Вам нужные сведения. Просмотрите объявления в газете.
- Какова возрастная структура, каков процент трудящихся лиц, домохозяек, семей с детьми. Разъяснения Вам может дать статистический материал, который Вы можете получить в статистических службах земель и федерации.
- Какие виды предприятий есть в Вашей местности? Какие люди на них работают и могли бы стать Вашими потенциальными клиентами?
- Удобно ли подъезжать транспорту? В зависимости ' от того, насколько мобильны Ваши клиенты и какие транспортные средства они предпочитают, этот вопрос может иметь наибольшее значение.
Постарайтесь получить информацию об общественном транспорте и расположении улиц.
Дальнейшие вопросы для разъяснения:
- Есть ли поблизости предприятие/направление, с которого Вы могли бы получить выгоду, как, например, торговля письменными принадлежностями и материалом для поделок вблизи школы? Исследуйте местность.
- Если Ваше предприятие может нанести какой-либо ущерб соседям (например, шум от ресторана): можете ли Вы рассчитывать на терпение Ваших соседей? Выясните, какой опыт есть на этот счет у похожих предприятий с похожими проблемами. Проведите опрос среди соседей.
- Какие нарушения Ваших прав Вы могли бы предвидеть? Как выглядят планы застройки Вашего региона? Планируются ли значительные изменения? Будут ли в ближайшее время начаты большие стройки?
Выясните это в административном органе по надзору за строительством.
- Каково расстояние до оптового рынка или других мест, которые Вам надо регулярно посещать? Приемлемо ли оно для Вас? Проверьте это в то время, когда Вы случайно оказались в пути.
Требования к помещениям
Если Вы проверили различные регионы, представляющие для Вас интерес, и отметили свои преимущества, можете начать поиски помещения. В рекламных объявлениях местной прессы Вы можете получить информацию о предложении помещений под офис. Но иногда наилучший совет Вы сможете получить от местных бизнесменов. Сравнительно быстро разносится информация о том, кто уходит из бизнеса по возрастным причинам или кто хочет перебазировать свое предприятие. При оценке предложенных предприятий Вы должны учесть следующее:
- Оцените сначала Ваши потребности. Какое помещение Вам нужно для продажи товаров, для устройства рабочих мест, будете ли Вы использовать его в качестве склада, приемной для клиентов или как место отдыха сотрудников/сотрудниц во время обеденного перерыва. Имело бы смысл уже сегодня подумать о возможностях расширения. Сменить адрес предприятия в короткий срок наверняка обойдется недешево. Придется переоформлять бумагу для писем, клиенты должны будут смириться с перестановкой.
- Необходимо ли Вам специальное оборудование и техническое подключение для занятий Вашим видом деятельности? Какое оборудование Вы сможете достать? Какие расходы Вам предстоят в связи- с дополнительными установками? Какие затраты на ремонт Вы должны учесть?
- Внешнее состояние здания и расположение комнат обычно производит первое впечатление (положительное или отрицательное) на Ваших клиентов. Это повысит Ваш имидж и будет соответствовать ожиданиям клиентов. От владельца помещения Вы должны будете получить разрешение на установку рекламных щитов на фасаде здания.
- При заключении договоров об аренде помещения под офис обычно используются стандартные договоры.
Приобретите типовой формуляр в канцелярском магазине, чтобы подготовиться к переговорам с домовладельцем.
Отдельные вопросы, такие как плата за наем и др., могут также свободно обсуждаться. При аренде помещения плата может быть твердо установленной и постоянной, а может быть определен дополнительный взнос, на который плата будет повышаться каждый год.
В отличие от аренды жилых помещений, при аренде помещений под офис нет права на расторжение договора как для Вас, так и для арендатора. Устанавливая срок действия договора об аренде, Вы должны выбрать между легко объяснимой неуверенностью в будущем развитии предприятия и необходимым для местонахождения этого предприятия постоянством. Если арендатор по истечении, к примеру, 3-летнего договора предпочтет нового съемщика, то Ваше существование окажется под угрозой. В любом случае обсудите возможность продления договора об аренде. Постарайтесь оставить за собой право выбора оставаться в данном помещении по истечении срока договора или нет. Посетите юридическую консультацию.