Наверняка Вы уже не раз слышали выражение: «Конкуренция оживляет предприятие». Как правило, только клиентура выигрывает тогда, когда два предпринимателя пытаются заманить публику в магазин наиболее привлекательными предложениями. В этом соревновании на снижение, цен недавно основанное предприятие не сможет долго тягаться с предприятием, имеющим постоянную клиентуру и, возможно, резервные накопления. Тем важнее для Вас, прежде чем основать предприятие, проанализировать конкурентную структуру и разработать верную концепцию.
В предыдущих разделах этой главы речь шла о выборе Вашего предложения, определении группы Ваших потенциальных клиентов и месте расположения предприятия. Теперь речь пойдет о том, от кого из конкурентов в Вашей местности будет зависеть успех основания Вашего предприятия. Если Вы, к примеру, захотите организовать розничную торговлю натуральными продуктами, то здесь могут появиться различные конкуренты: торговое предприятие с классическим ассортиментом, рынок медикаментов и торговля канцтоварами, часть ассортимента которых составляют экологически чистые продукты, а также кооперативное объединение, занимающееся обеспечением своих членов продовольствием.
Внимательно, во всех деталях изучите концепцию Ваших конкуренток, выясните их слабые и сильные стороны. Составьте свое собственное представление, насколько это возможно. Кроме того, Вы сами для себя установите ориентиры посредством сравнения предприятий в некоторых отраслях, например, в отношении оборота и процента рыночного участия предприятий-конкурентов. Эти сравнительные характеристики предприятий Вы можете получить в торгово-промышленной, ремесленной палатах или в отдельных профессиональных объединениях в зависимости от вида предпринимательства.
Теперь, когда у Вас есть системный обзор, Вы можете определить Вашу рыночную стратегию и решить конкретные детали Вашей концепции, например, какие виды предложения составляют Ваше преимущество, в каких областях Вы хотели бы избежать конкурентной борьбы или какие еще группы клиентов Вы хотели бы привлечь новыми рекламными методами.
Законодательством предусмотрены правила честной конкурентной борьбы, целью которых является создание равных для всех предпринимателей «стартовых условий» и защита от недобросовестных рекламных мероприятий.
Кроме того, потребители защищены от разочарований правилами торговли. Поэтому Вам лучше всего ознакомиться с положениями, представленными в законах против нечестных методов конкурентной борьбы, о распределении дотаций, о скидках к ценам, о порядке регулирования и установления цен, против ограничений конкуренции, о закрытии торгового предприятия.
В библиотеках торгово-промышленных палат Вы можете найти для себя важную информацию. Некоторые литературные источники Вы найдете в главе 16. Хозяйственными и профессиональными объединениями тоже устанавливаются свои правила, которые необязательны для выполнения, но в судебных разбирательствах могут сыграть большую роль.
Если Вы хотите открыть предприятие, будучи при этом профессионально независимой, Вы должны также ознакомиться с традициями выбранной Вами сферы деятельности. Наведите соответствующие справки в профессиональных объединениях.
Этот поток правил, наверняка, приведет в замешательство новичков. Невыполнение некоторых положений только по незнанию еще не трагедия. Как правило, властями выдается соответствующая документация. Если Вы в течение установленного срока выполняете все предписания, то предприятие, в большинстве случаев, может продолжать свое существование. Но чем лучше идут дела на Вашем предприятии, тем скорее конкуренты могут попытаться осложнить.
Вам жизнь, используя незначительные погрешности в работе Вашего предприятия. Вы должны быть готовы к тому, что найдете в своем почтовом ящике письменное уведомление, где Вы получите порицание за незаконные действия. Некоторые предприниматели специализируются на том, что предупреждают других — конечно, за деньги — о дальнейших угрожающих действиях. Например, судебном процессе.