Раз уж мы начали оперировать цифрами, то нужно отметить, что в бизнесе оперируют годовыми показателями. Например, оценивают прибыль за год, объем продаж за год, инвестиции за год и т. п. Это делается потому, что год является самой объективной базой для расчетов и сравнения. Годовой период полностью воспроизводит все сезонные колебания спроса, периоды отпусков, праздники и каникулы.
На рис. 39.1 приведены изменения объемов продаж в течение года. Для этого примера изменения объемов продаж вызваны сезонными факторами, когда пик спроса приходится на август-декабрь. Январь и май — месяцы с традиционно низкой загрузкой из-за длительных праздников, июль — месяц, когда наиболее сказываются отпуска.
Сравнение прибыли по месяцам и кварталам нельзя считать корректным, так как в течение года она тоже будет изменяться и даже сильнее, чем объем продаж. Это объясняется тем, что постоянный персонал невозможно увольнять и набирать по несколько раз в год, точно так же, как и отказываться от аренды складов, офисов и др. Расходы остаются гораздо более стабильными, чем продажи, и прибыль будет меняться очень сильно, если сравнивать, например, май с ноябрем. Поэтому сравнение годовой прибыли позволяет анализировать развитие бизнеса и составлять прогнозы более объективно.
Это вовсе не означает, что помесячные данные не нужны. Во-первых, сравнение данных за месяц или квартал текущего года с аналогичным периодом прошлого года позволяет получить ценную информацию о динамике развития фирмы. Во-вторых, прибыль обязательно нужно планировать и учитывать помесячно, чтобы исключить ошибки в текущем управлении финансами.
На приведенном на рис. 39.1 графике показано, что прибыль в основном образуется во второй половине года. Это означает и то, что все инвестиционные проекты, осуществляемые из прибыли, должны быть спланированы на вторую половину года, если не удалось создать для этого резервов в прошлом году. Использование кредитов в первой половине года тоже возможно, но тогда нужно учесть не только возврат кредита, но и уплату процентов по нему.
Оценка расходов за год имеет важное психологическое значение при принятии решения о целесообразности какого-либо мероприятия, потому что величина этих расходов за месяц создает ложное впечатление их незначительности.
Когда дела у предпринимателя идут хорошо, к нему как мухи на сладкое слетаются желающие хоть чем-то поживиться. Это и фирмы, предлагающие вам «абсолютно необходимые» услуги, и знакомые, и даже родственники.
Хороший знакомый порекомендовал предпринимателю очень ценного работника. Действительно, его послужной список вызывал уважение. О направлении работ, которым он может заняться, предприниматель уже часто задумывался, но пока так и не решил его открыть. А тут такое предложение и всего-то за $1000 в месяц. Не смертельно, тем более что сам-то человек этого стоит. Решение принято.
Годовая зарплата нового сотрудника составила $12 тыс., что уже выглядело довольно внушительной суммой. Это была стоимость двухтонного грузовика, который был очень нужен фирме, но на который все не удавалось выкроить денег. И так и не удалось. Суммарные затраты на нового сотрудника оказались намного выше — около $20 тыс. в год. Как это и водится, когда нужно принять желаемое решение, о всяких там пустяках стараются не думать. Пустяки потянули на приличную сумму. Это были расходы, связанные с приемом на работу нового сотрудника — начисления на заработную плату, компьютер, телефон и телефонные разговоры, мобильный телефон, командировки, рабочий стол, стул и прочие мелочи.
Кстати, и открытие этого направления оказалось преждевременным.
Если бы предприниматель оперировал годовыми цифрами расходов, т. е. цифрой $12 тыс., а тем более $20 тыс., то он ни при каких условиях не взял бы этого человека к себе на работу, несмотря на самые теплые отношения со своим хорошим знакомым.
Любой задумается над такими расходами, если попытается посчитать, сколько же дополнительно товара нужно продать, чтобы их окупить.