Когда-то я думал, что любви к музыке достаточно, чтобы не спать ночами, таскать за собой сумку с пластинками и бороться с убитой аппаратурой. Но не тут-то было: энтузиазм довольно быстро подрастаял, и вопросом номер один стал ГОНОРАР.
ПЛАТЯТ ЗА ПАФОС
Как и положено любой зарплате, расти он должен с опытом и профессионализмом. Но, как показывает объективная реальность, для коммерческого счастья этого недостаточно. В этом, видимо, и отличие гонорара от каких-то там зарплат и ставок. Гонорар звучит гордо. Поэтому и подходить к его увеличению надо соответственно. А именно с пафосом. Именно за него готовы платить деньги в городах и селах нашей «щирой» родины. Обкушавшиеся «ковбасы» жители периферии жаждут творимой кудесниками феерии, и их можно понять.
Сложнее понять, за что просят 1000 единиц европейской валюты сами повелители винила: вроде бы и пластинки те же, да и техника изысками особо не блещет. Секрет прост: он заключен в успешной торговле лицом и прочими частями тела. Разлетевшиеся тысячами экземпляров улыбчивые физиономии - прямой источник дохода. Плюс к тому, важную роль играет ротация (очень мне нравится это слово), в которую просто необходимо попасть, чтобы быть в струе золотого дождя.
А так как «прокрутить цю писню по радио» и т.д. стоит денег, то и гонорары, запрашиваемые дж-звездами, достигают указанных выше отметок. Вдоволь навертев на себя внимания слушателей и промоутеров, диск-жокей превращается в некое подобие сахарной ваты на палочке, за которую кое-кто готов заплатить.
ELECTRO-HOUSE ЗНАЧИТ «ДЕНЬГИ»
Конечно, платить запрашиваемые гонорары сполна согласны далеко не всегда, потому заветная сумма с тремя нулями вполне может сократиться наполовину. Тем не менее, оставшийся остаток тоже на дороге не валяется. Вернее, он-то валяется, вот только дороги к нему ведут очень разные.
Выбирая в качестве основы для своей деятельности протоптанную тысячами ног музыкальную мейнструю (читай electro-house), можно рассчитывать на стабильный доход в качестве резидента второсортного клуба, даже не имея склонности к отбору материала. Гонорар в данном случае может достичь отметки 50 у.о. за 2-часовой сет, а то и просто свестись к коктейлю на баре и дружеским похлопыванием по плечу: хорошо, мол, отыграл. Как бы там ни было, именно этот вариант считается классическим путем героя: стабильность - признак мастерства и все такое. Наградой за усилия может стать как резиденство в более престижном клубе, так и участие в букинге от матерого агентства. Первый вариант гарантирует стабильный доход, второй - более-менее регулярные гастроли. Дальнейшее - дело техники и грамотных PR-потуг того же агентства или клуба.
DRUM'N'BASS? - НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ
При поисках счастья на альтернативном поприще, скажем, в drum'n'bass, schranz etc, на постоянное пополнение карманов рассчитывать не приходится. Любой специфический продукт требует подготовленной аудитории, соответственно, круг потенциальных слушателей заметно сужается. Но в итоге отбившиеся от стада индивидуумы за счет уникальности (пусть даже относительной) могут продать себя несколько дороже. За банальщиной диджейского ремесла проступает личность, развеваются флаги, гонорар растет: в среднем за сет столичный диджей с не самым заезженным репертуаром получит 100-200 условных единиц. При наиболее благоприятном развитии событий он опять-таки попадет в поле зрения влиятельных независимых промогрупп. В противном же случае артисту придется полагаться исключительно на свой талант и коммуникабельность. Как бы там ни было, это далеко не самый худший вариант, благодаря ему можно избежать гастролей/выступлений, могущих отрицательно сказаться как на имидже, так и на психическом здоровье.
Остается только определиться с приоритетами и вперед: либо хрустеть бумажками, либо рать любимую музыку.