Что это такое, пресловутая весенняя усталость? Или коварная инфекция, поражающая ваших сотрудников одного за другим? Откуда у них вялость, пассивность, ведь раньше они работали с таким подъемом?
Что происходит, почему многие не отдают своей работе столько сил и энергии, сколько раньше? Если проследить за сообщениями, выяснится, что эта тенденция охватывает и «верхние этажи» фирм. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что и «руководители» все чаще стали «сбавлять обороты». Наблюдаются страх перед ответственностью, нежелание рисковать. Ощущается нехватка идей. Если таковые появляются, недостает мужества воплотить их в жизнь. Снижается мобильность, люди неохотно идут на перемену местожительства ради новой работы.
Даже политики говорят о падении работоспособности. Действительно, кажется, что желание трудиться, готовность принять личное участие в тех или иных действиях отходят на задний план. По мнению многих, люди стали прохладнее относиться к своим обязанностям, менее заинтересованы в результатах собственной деятельности. Опрос, проведенный институтом Эмнида, показал, что за последние годы катастрофически возрос удельный вес людей, считающих работу лишь неизбежным злом, средством для зарабатывания денег. Этот процент особенно высок среди молодого поколения. Отчетливее выражено стремление иметь больше свободного времени; желание трудиться на нескольких работах заметно поубавилось.
Изменилось отношение к труду, что в равной степени ощущают как крупные и средние предприятия, так и учреждения и бюро бытовых услуг. Это изменение отношения к работе регистрируют биржы труда, но прежде всего — врачи в каждодневном общении с пациентами, которые и при незначительном ухудшении состояния считают себя вправе рассчитывать на больничный. Бесспорно, однако, то, что на изменение отношения к труду в целом воздействуют разнообразные факторы, каждый из которых следует учитывать, если мы хотим изменить положение в лучшую сторону. Впрочем, не надо падать духом. На каждом предприятии, в любой организации имеется масса причин, способствующих возникновению «энергетического кризиса», и они-то как раз и являются отправными точками для его преодоления. Об этих причинах здесь и пойдет речь.
В чем проявляется «энергетический кризис» сотрудников.
Сотрудники начинают безразлично относиться к своим обязанностям. Им требуется больше времени, чтобы закончить начатую работу. Случается, что их неоднократно приходится увещевать. Большие затраты времени на работу отнюдь не означают, что она выполняется более тщательно. Работа делается «без любви», поэтому и результаты выглядят соответственно, что, впрочем, совсем не подходит нашему халтурщику.
Ведь самое необходимое сделано!
Живой, деятельный работник вдруг замыкается в себе, становится тихим, не выдвигает новых идей и начинаний. О небрежной работе свидетельствуют большой процент брака, рекламации, жалобы. Бросается в глаза, что он начинает чаще болеть, по-другому относится к установленному графику работы. Утренние опоздания человек пытается компенсировать тем, что остается на работе по окончании трудового дня. Он педантично использует все перерывы. К характерным симптомам относится также и изменение отношения к собственности предприятия, начиная от канцелярских принадлежностей и кончая оборудованием.
Возможные причины «энергетического кризиса»
Размышляя о возможных причинах падения трудовой активности, мы не должны путать ведомственные проблемы с причинами, которые кроются в личности отдельного сотрудника.
Руководители должны настолько хорошо знать подчиненных, чтобы они могли ответить на следующие вопросы:
Как обстоит дело со здоровьем сотрудника?
Что он делает для поддержания своей «кондиции», для удовлетворения потребности в движении и возможной компенсации односторонней нагрузки на работе?
Есть ли симптомы того, что сотрудник неправильно питается, что может вызвать спад трудовой активности?
Есть ли симптомы психосоматических заболеваний, душевных проблем, выражающихся в тех или иных заболеваниях организма?
Не испытывает ли сотрудник стрессов, отнимающих массу энергии, в своих семейных делах?
Регулярные контакты, беседы с подчиненными, неподдельный интерес к человеку необходимы для выявления причин подобных «энергетических кризисов» и оказания соответствующей помощи.
«Доброжелательные» советы коллег обычно не дают эффекта, а могут быть и просто опасными, так как таким образом зачастую сводят старые счеты и убирают с пути соперников. Беседа руководителя с сотрудником должна быть построена так, чтобы тот не чувствовал себя виноватым или несчастным.
Повинно ли в этом предприятие?
Руководитель должен быть в состоянии ответить на этот вопрос. Рабочая атмосфера и удовлетворенность работой во многом зависят от отношения к руководителю. Эта взаимосвязь показывает, что размышление о причинах падения трудовой активности подчиненных предполагает обследование руководителем своей совести.
Какая рабочая атмосфера царит на предприятии, в отделе?
Чувствуют ли себя сотрудники благополучно? Или коллектив раздирают интриги, зависть, недоброжелательность. Может быть, снизилась информированность?
Испытывали ли вы удовлетворение от работы, которую выполняет конкретный сотрудник? Что вас в ней раздражало?
Может, работа скучна, надоела?
Может, она не предъявляет особых требований к способностям подчиненного, а потому не стимулирует его к труду?
Испытывает ли он радость от результатов работы? ©Когда с ним в последний раз беседовали о перспективах роста?
Хорошо ли сотрудник знает свои цели и задачи? ©Сознает ли он в полной мере все предъявляемые к нему требования?
Знает ли он, за что непосредственно отвечает?
Контролируется ли его работа?
Можно ли время от времени ставить перед ним другие, более сложные задачи (например, замещать кого-либо из отсутствующих руководителей) ?
Внимание! В ходе бесед по выявлению причин, вызывающих падение творческой активности подчиненных, не следует особенно попадаться на удочку подвергающихся критике так называемых «гигиенических факторов», т. е. условий, мало влияющих на действительную мотивацию, если, конечно, дела здесь не обстоят совсем уж плохо. Ссылаются, например, на низкую заработную плату, плохое оснащение рабочего места и пр. Зачастую все это является лишь предлогом.
Как бороться с «энергетическими кризисами»?
В некоторой степени помочь здесь могут ответы на приведенные выше вопросы. Ясно и то, что ухудшение показателей работы того или иного сотрудника нередко может быть следствием плохого руководства или серьезных ошибок в организации. Было бы неправильным заранее исходить из того, что причины неудовлетворительной работы человека всегда кроются в нем самом. На семинаре по вопросам управления в США одним из выступавших была нарисована такая заставляющая задуматься картина. Тот, кто показывает на кого-либо пальцем, тремя другими показывает на себя. И эти три пальца как бы вопрошают его:
ты же тщательно проверял критикуемого сотрудника, принимая его на работу, и убедился в его способностях, почему же ты сейчас недоволен?
Ввел ли ты критикуемого сотрудника в курс дела, познакомил ли самым основательным образом с кругом обязанностей, способствовал ли развитию его знаний и навыков? Если даже он работал еще при твоем предшественнике, ты все равно должен был проверить эти вещи, в достаточной ли мере ты осуществлял контроль за работой критикуемого сотрудника? Если да, то почему он не работает так, чтобы соответствовать предъявляемым тобой требованиям?
Только тот, кто ответит на все три вопроса в свою пользу, может искать причины усталости, апатии и т. п. в других факторах.
И от усталости устаешь!
Паркинсон в своем первом законе установил, что каждая работа требует ровно столько времени, сколько имеется в распоряжении для ее выполнения. Если хоть раз допустить халатность, она может стать нормой.
Люди, привыкшие к малой нагрузке, скоро и с ней не будут справляться. Здесь более эффективным представляется «управление посредством кирпича», которое было широко распространено на стройках в прошлом.
Когда разгружали кирпичи, то их непрерывно передавали от человека к человеку, из рук в руки. Тому, кто зазевался, кирпич мог упасть на ногу. Тот, кто поддерживал заданный ритм, почти не уставал. Сотрудники, как водится, иногда критикуют сложившуюся на предприятии систему организации труда, при которой они то целыми днями вынуждены бездействовать, то вдруг наваливается такая масса работы, что они попадают в цейтнот. Когда ритм работы задан правильно, время пролетает довольно быстро. Вечером человек покидает свое рабочее место, чувствуя что он действительно что-то сделал.
Сейчас стало модным учиться у японцев. Ведь не забавы же ради там на многих предприятиях, где работа в основном осуществляется в положении «сидя», регулярно делаются перерывы для занятий гимнастикой.
Движение стимулирует кровообращение, снижает содержание в организме стрессовых гормонов, дает ощущение отдыха. Это тоже рецепт для преодоления «энергетических кризисов». Один предприниматель из ФРГ, и без того широко известный своими необычными и чрезвычайно успешными методами управления, пристроил прямо к одному из цехов физкультурный зал и бассейн, которые открыты для сотрудников до и после окончания работы и используются также для систематических тренировок. Уже через несколько недель он с гордостью сообщил, что это строительство явилось наиболее рентабельным во всей его жизни.
Люди стали испытывать больше радости от труда. Они приобрели не только хорошую спортивную, но и хорошую «рабочую» форму. Совсем не обязательно строить самому. Можно регулярно посещать занятия по джазовой гимнастике, плаванию, заниматься бегом, теннисом. А как выглядит ваше решение проблем «энергетического кризиса»?