Навыки, которые требуются для успешного ведения бизнеса, часто отличаются от тех, которые требуются для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность. Простительно, если вы не осознаете своего незнания на начальном этапе. Но со временем, по мере дальнейшего развития бизнеса (предприятия) это может привести к катастрофе. Настоящие предприниматели осознают это и следуют проверенным на практике («испытанным в боях») правилам менеджмента.
Другими словами, иногда незнание того, чего вы еще пока не можете знать на начальном этапе вашей деятельности, только сопутствует удаче (иначе вы перепугались бы и не начали дело!). Однако в процессе роста производства это может обернуться катастрофой. Поэтому вам необходимо знать и использовать основные общепризнанные правила менеджмента
- Ваше превосходство в бизнесе начинается с того, насколько высокий уровень количественных и качественных требований (к целям и задачам) вы ставите перед собой и перед вашим бизнесом.
- Соотносите главные тенденции изменений и перемен в обществе с позицией вашего бизнеса так, чтобы он соответствовал этим изменениям и переменам.Прослеживайте динамику изменения рынка и руководите соответственно своим бизнесом, чтобы благополучно перенести, преодолеть и использовать эти изменения.
- Никогда и никому не делегируйте такие свои собственные важнейшие полномочия хозяина и руководителя бизнеса, как:
- по определению и видению развития бизнеса -разработки концепции и стратегии бизнеса;
- по подбору команды и отбору персонала работни ков;
- по мониторингу (управлению на высшем уровне ипостоянному наблюдению за деятельностью предприятия, экономическому анализу его состояния и его окружения, общению с деловыми партнерами и организации распространения информации о вашем бизнесе в средствах массовой информации);
- по мотивации (стимулированию) ваших работников и их вознаграждению.
Помните! Ваши собственные важнейшие полномочия босса - владельца и главного руководителя предприятия - кроме вас никто не сможет выполнить так и на таких условиях, как вы этого желаете.
- Делегируя полномочия, не перекладывайте всю ответственность на подчиненных. Четко наделяйте их полномочиями, ответственностью, определяйте вверенный им бюджет и срок выполнения задания (поручения). Контролируйте процесс выполнения полномочий и управляйте им.
Итак: а) давайте исполнителю задание; б) определяйте его полномочия и средства (бюджет), которыми он может оперировать; в) контролируйте выполнение им задания и правильное использование полномочий и бюджета (без их превышения или недостаточного использования); г) по результатам его работы поощряйте его или наказывайте (только не оставляйте без внимания его деятельность!). - Нужно своевременно управлять процессом, ведущим к достижению результата. Управлять будет поздно, если уже есть какой-либо результат.
Другими словами: не управляйте результатами и не подгоняйте их. Управляйте процессами, ведущими к достижению желаемых результатов. - «Статус-кво» - самая мощная сила как в жизни вообще, так и в бизнесе в частности. Старайтесь считаться с ним (не пытайтесь игнорировать!). «Статус-кво» всегда оказывает очень сильное влияние как на нашу жизнь, так и на наш бизнес. Учитывайте этот факт при работе.
- Как можно скорее наймите себе менеджера, который бы занимался повседневными операциями предприятия (решением тактических задач бизнеса). Ваша задача - вести предприятие (компанию, фирму) вперед и планировать ее будущее - развитие бизнеса и возможности этого развития. Вы ответственны за генеральное руководство предприятием -разработку стратегии и тактики его деятельности и составление плана будущих возможностей вашего бизнеса.
- Заблаговременно вносите необходимые изменения в проекты предприятия, компании, фирмы. Промедление будет стоить вам и времени, и денег.
- Изменения в вашем бизнесе (в деятельности вашего предприятия), как правило, болезненны. Для достижения успеха необходимо, чтобы вы справлялись с этим. Любые изменения влекут за собой и неприятности. Во имя достижения успеха вам придется иметь дело и с изменениями, и с неприятностями.
- Изменения обычно требуют созидательного разрушения. Для того чтобы управлять этими изменениями, необходимо осуществлять самоуправление (необходимо быть готовым к этим изменениям). Это тяжело для всех, включая и вас.
- В результате любого кризиса возникают счастливые (выдающиеся, уникальные) возможности. Не пропустите их! Хватайте жар-птицу за хвост! Помните, что любой кризис не только бросает вызов любому предприятию, но и создает удобные возможности. Принимайте вызов и пользуйтесь благоприятными возможностями.
- Не бойтесь задавать жесткие деловые и личные вопросы, даже если они могут показаться обидными. Чем дольше вы тянете и не задаете их, тем более жесткими и обидными они станут.
- Пытаясь исправить ошибки, в спешке не нарушьте нормально текущие процессы.
- Никогда не покупайте фонарик стоимостью в пять гривень, чтобы с его помощью отыскать в снегу потерянную вами монету в пять копеек. Всегда соотносите затраты и результаты.
- Искренне радуйтесь успеху сотрудников, работающих с вами и на вас.
- Когда сомневаетесь, говорите «нет». Зато потом будет легче изменить свое решение.
- В бедственном положении будьте беспристрастны, во время триумфа - скромны.
- Умный предприниматель всегда оценивает предложения, исходящие от других людей, и находит в себе силы как признавать свои ошибки, так и отдавать должное советчикам.
- Признавайте вину за неудачи - и за свои собственные, и за неудачи ваших сотрудников и партнеров. Не принимайте никакого восхищения и никаких похвал, которые начинают раздаваться при вашем успехе. Не давайте им вскружить вам голову. Также не позволяйте, чтобы вам льстили, когда вы добиваетесь успехов. Успех - это закономерное явление, которое сопутствует правильному руководству и честному предпринимательству.
- Будьте скромны, не будьте о себе слишком высокого мнения, не переоценивайте себя.
- Вы будете преуспевать в бизнесе до тех пор, пока будете воспринимать запах своего пота именно как запах пота, а не духов! Помните пословицу: «Тот преуспеет в бизнесе, чья репутация не пахнет» (дурно не пахнет. - Авт.).
- Используйте вертикальную этику. Чем больше этики наверху (в руководстве предприятия) и чем этичней руководители предприятия, тем больше ее внизу - во всем предприятии. Помните пословицы: «Каков поп, таков и его приход» и «Рыба гниет с головы».
- Не замыкайтесь в своем кабинете как в крепости. В нем вам будет не хватать воздуха и будет плохо видно, что происходит в жизни.
- Сильный лидер может вести предприятие в неправильном направлении. Но только сильный лидер может вести предприятие хоть в каком-либо направлении. И только решительный и смелый руководитель может управлять предприятием.
- Ничто так не порождает (развивает) успех, как сам успех. Не останавливайтесь на достигнутом - держите крепко за хвост пойманную жар-птицу.
Другими словами: бизнесмен должен помнить, что успех порождает успех, и для дальнейших побед необходимо и дальше испытывать судьбу. - В своем бизнесе рассчитывайте на своих лучших сотрудников: делайте на них ставку и как можно больше используйте их профессиональные качества и возможности. Будьте осторожны с нерадивыми (плохими) сотрудниками, не поручайте им важных дел и старайтесь как можно скорее от них избавиться. Следуйте одному из главных правил бизнеса: «Торопите своих передовых и удерживайте отстающих сотрудников».
- Вы не должны и никто не может заставить вас постоянно (всегда) брать на себя обязательства. Но если уж взяли их, держите слово и выполняйте.
Другими словами: не обязательно постоянно брать на себя обязательства, обязательно их выполнять. - Заметив ошибки, как можно скорее устраняйте их. Ничто так не усугубляет ошибки и оплошности, как время.
- В вашем бизнесе акцентируйте свое внимание на положительном и искореняйте отрицательное: акцентируйте свое внимание на плюсах и искореняйте минусы в деятельности вашего предприятия.
- Относитесь к своим поставщикам как к партнерам.
- Рассматривая вопросы, связанные с новой продукцией, крупными покупками, а также процессами слияния и приобретения, полагайтесь на свой собственный опыт и свою собственную экспертную оценку.
Это значит, что следует изучать и прислушиваться к мнению и оценке экспертов, но полагаться необходимо, главным образом, на свой собственный опыт и свою собственную экспертную оценку всякий раз, когда речь идет о приобретении новой продукции, большой закупке товара, расширении или слиянии бизнеса. Все равно всю ответственность несете вы. - Прежде чем сравнивать цены, разберитесь во всех особенностях товаров или услуг, которые вы хотели бы приобрести или получить.
Это означает, что цена еще не является абсолютным показателем при покупке (приобретении). Очень важно оценить необходимость для бизнеса и качество того, что вы хотите приобрести. - Помните, что обладание - это 98% преимущества. Во-первых, никогда не оплачивайте работу до ее завершения и сдачи (предоставления). Во-вторых, не позволяйте другим бесплатно пользоваться вашими деньгами: не платите вперед всю сумму за сырье или необходимую вам продукцию - товары, а тем более услуги. И в-третьих, используйте только хорошо проверенных и известных поставщиков, которые, как правило, не требуют предоплаты или просят в качестве предоплаты лишь небольшой процент от стоимости (цены) продукции (товаров, услуг).
- Прежде чем раскрывать секрет, вспомните о том, что остальные относятся к секретам так же, как и вы: они также могут его раскрыть другим.
- Доверяйте тайны только тогда, когда вы сами хотите, чтобы они стали известными.
- Если вы ищете успешных (и приятных!) личных отношений, обратитесь к друзьям, семье или родственникам. Если вы ищете успешных деловых отношений, обратитесь к кому-нибудь другому.
- Пусть вас не тешит успех, если вы единственный на рынке. Настоящим тестом для вас и вашего бизнеса (компании) будет рыночная конкуренция.
- Не думайте, что завтрашний день будет похож на сегодняшний, иначе может оказаться, что вы живете вчерашним днем.
- Нельзя предугадать следующий поворот дороги, если вы смотрите в зеркало заднего вида.
- Старайтесь быстро разрешать все споры. По возможности избегайте диспутов.
- Споры, как правило, дорого стоят, ведут к потере времени, редко бывают прибыльными и продуктивными. И если вы считаете, что спорите с идиотом, возможно, что и он думает также. Не забывайте пословицу: «Кто спорит, тот ничего не стоит!»
- Постоянно сокращайте свои расходы, даже если дела идут очень хорошо.
- Не позволяйте своим конкурентам обойти вас в том, что нельзя купить за деньги и там, где деньги не имеют власти. Улыбка, крепкое рукопожатие, прямота, дружелюбие, энтузиазм и другие едва уловимые качества доброты и открытости партнерам также имеют большое значение и играют существенную роль в деловом общении.
- Публично объявляя об основных изменениях своего бизнеса, убедитесь, что вы информируете одновременно и сотрудников, и поставщиков, и потребителей. Они ставят на карту больше, чем вся остальная публика.
- Предприниматели ни на минуту не могут прекращать думать о своем бизнесе. Не все идеи и решения проблем рождаются (приходят в голову) именно в офисе.
- Где бы вы ни находились, держите постоянно при себе (под рукой) записную книжку или диктофон: в машине, за городом, в душе, на тумбочке у кровати или в кармане пижамы.
- Ведите подробный дневник записей всех своих деловых встреч, телефонных звонков и аккуратно подшивайте их в файлы. Ваша память не настолько хороша, чтобы вспомнить разговоры месячной, годичной или еще большей давности.
- Не говорите, что вы не в состоянии сделать чего-то. Найдите способ, как вы сможете это сделать, а потом подумайте и решите, стоит ли это ваших усилий и затрат.
- Ненужные и излишние затраты недопустимы. Все, вы в особенности, должны знать и понимать, зачем и куда уходят деньги организации. То, как вы себя ведете, является образцом для ваших подчиненных.
- Опасайтесь своего самодовольства. Никогда не будьте самодовольны!
- Жадность может быть палачом успеха. Она может отправить на гильотину ваших поставщиков, сотрудников и потребителей.
Другими словами, жадность может погубить успех, а ваших поставщиков, сотрудников и покупателей просто разорить. - Соотносите свои перспективы с интересами вне вашего предприятия, в частности, с общественными интересами. Уделите этому свое время. Вы ведь можете выделить для этого несколько часов из своей восьмидесятичасовой рабочей недели.
- Инициатива наказуема! Но все равно ее надо проявлять.
Как известно, за все хорошие дела наказывают, и ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. Но все равно их необходимо делать. Также и ничто, сделанное плохо, не остается безнаказанным. Тем не менее приготовьтесь к тому, что вам иногда придется поступать плохо (конечно, если вы - не образец порядочности и не эталон джентльмена от бизнеса).