В связи с тем, что вы, должно быть, ощущаете воздействие стресса в процессе утверждения в новой должности, общаясь с подчиненными, со своим новым боссом, оценивая деятельность всей организации, мне кажется, что некоторое понимание стрессовой ситуации и того, как с ней справиться, может быть полезным именно на этой стадии.
Стресс — это процесс адаптации к требованиям окружающей среды. Если эти требования превышают ваши ресурсы, воздействие стресса увеличивается. Если же этих требований недостаточно, нет творчества и волнения, результатом может стать апатия. Если же запросы чрезвычайно высоки или их слишком много, то реакцией организма может стать физиологическая перемена — бессонница, учащенное сердцебиение, расстройство желудка или головная боль. Стресс у каждого человека проявляется в различных реакциях организма.
Обилие стрессовых ситуаций может дать вам ощущение, что вы не справляетесь с работой, дела накапливаются, ничего не выходит, и вы начинаете волноваться, вас одолевают разочарование или страх.
Недостаточное количество эмоций —и вы чувствуете, что у вас слишком много свободного времени, вам становится скучно, кажется, Что ничего не происходит, вы впадаете в депрессию и считаете, что жизнь бессмысленна.
Стресс не обязательно несет отрицательное воздействие. Например, произнося речь перед большой аудиторией, я очень волнуюсь. Сердце у меня колотится, дыхание учащается, а от общей нервозности начинается изжога. Однако, мне доставляет радость это волнение и я жду своего выступления с нетерпением, потому что этот первоначальный стресс дает мне энергию. Волнение, если провести анализ, выражается в выделении адреналина, и это идет на пользу человеку. Однако, излишек адреналина может вызвать обратную реакцию —неспособность сосредоточиться.
Один из основных факторов, вызывающих стресс у менеджера, — это неравномерность деятельности. Его действия характеризуются краткостью, разнообразием и непродолжительностью. Что же это значит?
Исследование 56 мастеров производства, проведенное в США, обнаружило, что за восьмичасовую смену они в среднем успевают совершить 583 различных действия, то есть одно действие за каждые 48 секунд, причем они постоянно чем-то заняты. Другие исследования это подтверждают. Например, 160 менеджеров в Великобритании обнаружили, что могут без перерыва проработать на протяжении получаса всего лишь раз в два дня. Все проведенные исследования показывают, что руководители бросаются от одного дела к другому, пытаясь решить сиюминутные проблемы. Половина всех действий менеджера длится меньше девяти минут.
Если нет времени подумать спокойно, нет времени, не прерываясь, поработать над какой-то мыслью или проектом, нет времени передохнуть — разве удивительно, что многие руководители подвержены стрессам?
Что же можно сделать для избежания такого напряжения?
Зная, что придется работать в быстром темпе весь день, заранее планируйте перерывы. Каждые полтора часа делайте перерыв на 5 — 10 минут, просто посидите спокойно и подумайте. Расслабьтесь, подышите глубоко, вытяните ноги, "выпейте чашку чая или кофе (без кофеина, потому что он только усиливает стресс). Не позволяйте себе работать без перерыва — такая работа будет куда менее эффективной. Если вы знаете, что ваша новая работа состоит из кратких действий, разных и непредсказуемых, само знание этого уже облегчит вам восприятие действительности.
Один из источников стресса — результат неосуществившихся ожиданий, ваших собственных или ожиданий других людей. В рабочей ситуации скорее всего не осуществляются ожидания босса, но иногда ваши собственные нереальные планы могут иметь еще худший эффект. Мы иногда приходим на работу уже в состоянии стресса из-за семейных проблем. Мы волнуемся за больного ребенка, за работу супруга или сердимся из-за ссоры с другом.
Стресс также происходит из-за ожидания проблем, которые могут никогда не произойти. Например, я всегда волнуюсь перед полетом в самолете, потому что боюсь, что самолет разобьется, или боюсь перед собеседованием, потому что могу не понравиться. При борьбе со стрессами из группы «неосуществленных ожиданий» важно разобраться, при каких условиях они могут произойти и насколько это реально. Вы также можете спросить себя, насколько разумны требования других к вам. Если на ваш взгляд они неразумны, попробуйте еще раз обсудить их с окружающими и попытайтесь изменить ситуацию. Я и сама это частенько делаю. Я поняла, что требую от себя выполнения куда большего объема работы, чем мне удается сделать, поэтому в конце рабочего дня расстраиваюсь, что сделала меньше, чем планировала. И теперь я стараюсь заранее настроить себя, что выполню гораздо меньше дел, чем планировала. Поэтому в конце дня меня не так сильно расстраивает тот факт, что я не все сделала.