Кооперация — всего лишь пожелание

Опять модное слово? Разве сотрудничество не воспринимается как нечто само собой разумеющееся, когда хотят совместно достичь тех или иных целей? Когда, как принято говорить, «сидишь в одной лодке»? Зачем тратить так много слов? Зачем проводить семинары?

Кооперация, за небольшими исключениями, представляет собой дело неестественное. Она противна нам от природы, так как последняя знает более сильные «программы» поведения, нацеленные на прямо

  • противоположное:
  • соперничество;
  • зависть;
  • борьба и состязание.

Конечно, наивно полагать, что в развитии сотрудничества никто не заинтересован. Однако почти во всех фирмах жалуются, что люди в меньшей степени, чем это требуется, склонны к кооперации. Выдвигают, например, обвинения против:

  • узковедомственного подхода, или, говоря другими словами, против того, кто защищает исключительно интересы своей производственной сферы и не готов учитывать при этом требования других, смежных сфер; дублирования в работе, потому что по соображениям престижа или другим причинам отделы не желают отказываться от выполнения задач или работ, реализуемых в других подразделениях в такой же или схожей форме;
  • накапливания и удерживания информации. Руководствуясь расхожим положением о том, что знание означает силу, подразделения стремятся упрочить свои позиции ни за счет того, что не передают другим
  • службам формацию, в которой те нуждаются; сложившейся по настоянию руководителей практики, когда прямой обмен информацией не осуществляется, когда вся информация обязательно ложится на стол
  • начальника, где она и оседает по соображениям престижа или укрепления власти или задерживается из-за дефицита времени;
  • бюрократизма, когда в утрированной, вредной для дела форме настаивают на соблюдении тех или иных предписаний и положений даже тогда, когда это может привести к значительным потерям времени и возникновению серьезного ущерба. Это относится и к тем случаям, когда кто-либо прикрывается буквой положения, устанавливающего пределы его исключительной компетенции или некомпетенции.

Тот, кто умеет читать между строк, наверное, заметил, что такой образ поведения не очень-то отличается от поведения зверей. Психобиологи объясняют такое явление силой ствола головного мозга (что присуще всем млекопитающим и пресмыкающимся), которая легче всего проявляется при необдуманных, спонтанных реакциях.

Уж коли homo sapiens возомнили себя разумными существами, имеющими единственный в своем роде головной мозг, то нам не мешало бы и соответственно скорректировать наше поведение. Приходится, правда, констатировать, что готовность к сотрудничеству проявляется еще в незначительной степени.

Может быть, легче наладить кооперацию на том или ином предприятии, чтобы ее воспринимали как нечто естественное? К сожалению, нет. Невозможно добиться желаемого без осознанной духовно-этической позиции, без определенных усилий. Кооперации без труда не развить.

Правда, и в природе встречаются симбиозные формы поведения — как между животными одного вида, так и разных. Здесь объединяет общая цель — выжить, и создается впечатление, как будто и для этого существует «программа» ствола головного мозга. Можем ли мы ее пробудить? Активизировать? Может быть, нам удастся состыковать ее с той разумной программой поведения, которую, собственно говоря, в состоянии вызывать в своем мозгу любой нормальный человек?

Следующие 12 принципов представляют собой пожелания и требования, выдвинутые руководителями и сотрудниками многих фирм и предприятий по вопросам кооперации.

  1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам.
  2. Партнерам по возможности должны быть знакомы задачи друг друга.
  3. При работе должны царить хорошее взаимопонимание и свободный обмен информацией.
  4. Никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо быть готовым пойти на компромисс и изменить свое решение в пользу другого, обещающего успех для всех.
  5. Необходимы правила игры, которых все должны придерживаться.
  6. Сильные стороны партнеров важнее для совместного дела, чем их слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые — нейтрализовать.
  7. Вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно было сразу же передать ее всем тем, кого она непосредственно касается.
  8. Мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет других участников.
  9. Каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и соблюдение сроков.
  10. В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к данной работе.
  11. Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы (бюджет, предписания, сроки и т. п.).
  12. Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и соответственно обоснованы.