Назначать его директором фирмы было нельзя. Во-первых, ему не удалось поработать в какой-нибудь крупной компании и пройти необходимую школу — школу распределения обязанностей, подчинения, ответственности за порученное дело, руководства и понимания структуры и функционирования фирмы. Во-вторых, ему не давалось экономическое понимание принимаемых решений. А ведь любое решение директора имеет экономические последствия. В-третьих, он сам был неорганизованным человеком. Гонору, правда, хватало на двоих.
И тем не менее он был назначен директором. Частично благодаря надежде на то, что все образуется, а больше благодаря родственным отношениям. К тому же очень хотелось иметь директором своего человека. И началась головная боль у всех — учредителей, руководителей, подчиненных. Началось голое администрирование — кто в чем пришел, опоздания и штрафы, постоянное изменение заданий (как он сам говорил «вводных»). Не обращалось внимания только на то, что приносило деньги.
Фирма вздыхала, когда директор уезжал в командировку. Работа директора строилась по принципу «хочу — не хочу». Поведение семилетнего ребенка. Первые два года это был сплошной кошмар.
Фирма развивалась только потому, что на ней работал еще один человек, который безропотно взвалил на себя все, что учредители вынуждены были отобрать у директора — финансы, коммерческую часть и снабжение. Нельзя сказать, что директор не добился ничего за это время. Им была организована работа транспорта по доставке товаров, были решены все вопросы работы с таможней, он хорошо разбирался в ассортименте продукции и что-то сделал по части маркетинга. Только все это не было директорскими функциями. Фактически он и был линейным руководителем, скорее логистикой с долей маркетинга.
Он по-прежнему не понимал экономики бизнеса, не занимался доходами и расходами, не понимал, что такое прибыль и как с нею обращаться. Настоящим директором он так и не стал.
Как все это отразилось на фирме? Можно было с уверенностью сказать, что из-за неверно принятого решения о назначении директора она потеряла в объеме продаж не менее половины. Это и была минимальная цена ошибки. Цена аванса, который так и не был отработан.
Если бы на его место был назначен компетентный человек, то бизнес развивался бы намного динамичнее и позиции фирмы на рынке были бы гораздо прочнее. Просто удивительно, как фирма напоминала своего директора. Созданное о ней мнение намного превышало ее реальные возможности. Все в точности соответствовало надутым щекам директора.
Бизнес никогда не прощает ошибки, которая была допущена с назначением директора. Ошибка достаточно распространенная, потому что в самом начале пути, когда и руководить-то особенно нечем, возникает иллюзия, что с такой работой справится любой человек.
Директор — самая важная фигура в бизнесе и его никогда нельзя назначать авансом. Пока аванс будет отрабатываться, бизнес можно и потерять, потому что ошибки директора — самые серьезные и дорогостоящие из всех, которые совершаются в бизнесе. От директора в бизнесе зависит практически все.
Правдиво ответить на вопрос: «А можете ли вы быть директором?», очень сложно. Те, кто попал в «Клуб Победителей» имеют право ответить на этот вопрос утвердительно. Те, кто попал в БОЗ, наверняка винят в провале не себя, а окружение или обстоятельства. Хотя хорошо известно: ищи причину неудач в себе. Хорошенько покопавшись — всегда найдешь.
Нам известны случаи, когда приход одного человека — главного управляющего — в корне менял ход дела. Вспомним, Ли Якоку и его приход в фирму «Крайслер». Роль первого лица в бизнесе невозможно переоценить. И таким лицом в малом бизнесе почти всегда становится сам предприниматель, да еще в самом начале пути, т. е. в самый ответственный момент.
Сотрудник пришел к директору с вопросом, как правильнее поступить. Ситуация действительно была нештатной. Постоянный покупатель просил подвезти несколько коробок с товаром к кольцевой дороге.
Груз небольшой и вполне мог быть доставлен на легковой машине. Все машины, кроме машины администрации, были в разъезде. Нанимать такси было дороговато, попутных машин тоже не было. Снимать другие машины с рейсов было нежелательно, так как тогда они могли не успеть завезти товар, который уже ожидали другие покупатели.
Решение вопроса у директора заняло полчаса. Директор вывалил на голову бедного сотрудника десяток идей, как можно поступить в таком случае. Решения предложено не было. Ошалевший от этого обилия идей сотрудник ушел от директора ни с чем.
Вопрос решился у заместителя директора в течение одной минуты — в администрации выделили для этого груза свою машину.
Фонтан директорских идей, с которыми никто не знал, что делать, всегда ставил сотрудников в тупик. Это был стиль работы — постоянные мозговые атаки вместо оперативного решения вопроса. Они отнимали время у всех, в том числе и самое дорогое время на фирме — время директора. Толку не приносили никакого.
В университетах и школах бизнеса умению управлять учат. Тем не менее, если у человека нет врожденных данных, хорошим руководителем ему не стать. В этом нет ничего ужасного. Ведь мало кто испытывает терзания по поводу того, что он не чемпион мира по шахматам или не солист Ла Скала. Все смиряются с тем, что «не дано». Но смириться с тем, что не дано стать руководителем малого бизнеса, могут немногие из предпринимателей. А статистика тем временем показывает, что около 44% предпринимателей теряют бизнес из-за неспособности руководить.
Бизнес — это не площадка для экспериментов. Слишком велик риск потерять не только бизнес, но и все, что имеешь. В то же время каждый человек имеет полное право открыть свой бизнес и назначить себя руководителем. Поэтому выбор всегда за предпринимателем.
Существует много книг и методик, в которых приводятся самые разные тесты на пригодность быть руководителем. Но каждый так себя не проверяет. А когда проверяет, то часто пытается не просто ответить на вопросы теста, а правильно ответить. Поэтому лукавит и обманывает себя. Все мы в какой-то степени создаем о себе мнение, не соответствующее действительности.
К мнению других прислушиваться не хочется. Да и кому же захочется выслушивать о себе нечто нелицеприятное или говорить другому то, что о нем думаешь. Рискованное занятие. С другой стороны, знакомые, друзья или сослуживцы у вас на глазах добиваются успеха. Чем они лучше нас? Да вроде бы ничем. Тем более что речь идет не о президентстве в самой крупной компании мира, а всего лишь о руководстве небольшим бизнесом.
Так можете ли вы быть директором? Над этим стоит задуматься. Может быть, стоит поискать себе директора? Ничего зазорного в таком варианте нет, а результат может оказаться превосходным. Почти весь крупный бизнес так работает и, кажется, совсем неплохо.
Если предприниматель хочет добиться успеха и чувствует ответственность за дело, которое он начинает, то первым вопросом, на который он должен дать ответ до открытия бизнеса, должен быть следующий: «Кто будет директором?»
Предприниматель, как явление, тоже представляет собой медаль. С одной стороны этой медали — способность увидеть потребность в новом товаре, способность увидеть в этой потребности процветающий бизнес и способность этот бизнес организовать. Оборотная сторона Медали — это способность управлять своим бизнесом. Предприниматель должен уметь заглянуть на оборотную сторону медали и ответить на вопрос, способен ли он управлять своим бизнесом, т. е. способен ли он, быть директором.