Я на шахте отработал больше тридцати лет, и бывали за эти годы разные ситуации. Пару раз был на волосок, на долю секунды от печального конца, как говорится. Возможно есть у каждого человека свой ангел - хранитель, тогда у шахтёра он подземный.
Икона Ангел ХранительБольшинство несчастных случаев на шахте происходит по субъективной причине. Наша надежда на авось подводила многих. Спешка, банальная лень и разгильдяйство самый главный враг под землей. Много лет я работал в очистном забое (лаве), были и травмы, но эти два случая произошли на вспомогательных участках.
Первый. Я тогда работал мастером на участке подземного рельсового транспорта. Отвечал за подъемы, по которым спускают\поднимают разные грузы и оборудование. Нам должны были поставить на заезд штук восемь вагонов с различным грузом, на спуск. Дело было в ночную смену, надо было передавать положение начальнику участка, а вагонов все не было.
Решил я сходить и посмотреть, где там машинист электровоза и вагоны. Выработка пройдена по дуге, то есть видимость ограничена. А еще, по дороге висит работающий вентилятор (шахтеры поймут, какой от него шум), так что стука колес и грохота вагонов я не услышал. Встречная струя там не хилая, холодно, я запахнул куртку, опустил голову и иду прямо по рельсам.
И тут у меня в голове что-то щелкнуло, поднимаю голову - на меня едут вагоны. Еще пол метра и меня бы раздавило, как букашку. Я даже не подозревал, что такой прыгучий, через мгновение я был уже на тротуаре у борта. Машинист обычно цепляет вагоны впереди электровоза и заталкивает их на заезд. Так что меня он даже не видел, тем более я голову опустил и светил в почву.
Нарушений с моей стороны целая куча - шел по рельсам, а не по тротуару, не смотрел вперед и т.д. Хорошо, что пронесло!
Второй случай тоже связан с рельсами и вагонетками. Работал я тогда на монтажном участке, мы разбирали уклонную ленту, и выдавали конструкции и ленточное полотно на гора. Уклон градусов пятнадцать, по шахтному подъему нам опускали площадки, и мы грузили на нее ленту.
Лента находится на конвейерном уклоне, где мы грузим оборудование, а вагоны и площадки выдают по путевому уклону, они пройдены параллельно и соединяются между собой сбойкой. То есть, рельсовый путь с нашего уклона поворачивает налево, на путевой уклон. Вот на этом повороте все и произошло.
Все, что мы грузим, прицепляется к бегунку (обычная вагонетка, груженая всяким хламом и металлоломом), который привязан к тросу подъемной машины. Это огромная лебедка с толстым тросом, находится она на поверхности, в специальном здании и управляет ей обычно женщина - машинистка. Связь с ней осуществляется звуковыми сигналами. Нажимаешь на кнопку и раздается звон. Один сигнал - стоп, два сигнала - вверх, три сигнала - вниз. Непонятный сигнал всегда только стоп.
Точно такая же вагонетка была у нас бегунком. Фото из ГуглаЗагрузили мы ленточное полотно на площадку, а лента тросовая, очень тяжелая, все вместе весит тонн двенадцать. Прицепили площадку к бегунку и потянули вверх. Я и плитовой (рабочий сопровождающий все грузы по уклону и подающий сигналы) прыгнули на верхний буфер бегунка и едем вверх. Пешком то лень!
Для наглядности быстренько нарисовал схему. Слева путевой уклон, справа конвейерный. Красным цветом показан трос, а синим бегунок, который сбросило с рельсов. Зеленая стрелочка показывает, куда я в итоге попал.Доезжаем до поворота, плитовой спрыгнул, а я стою (герой, мать твою) и держусь за борт вагонетки. Несколько раз мы выдавали вагоны с оборудованием, и все проходило без приключений. Но здесь меня ждал сюрприз.
Бегунок подъезжает к повороту и, по всем законам физики, передние колеса вагонетки поднимаются (сзади тяжеленная площадка с лентой) и вся передняя часть бегунка летит на левый борт, вместе со мной. Я сразу улетел влево и меня прижало вагонеткой к борту, а там металлическая арочная крепь.
Видите на фото вверху, вагонетка внизу сужается, в это сужение я и попал. И тут меня спас плитовой, он успел нажать на кнопку один раз и машинистка остановила лебедку. Подбежали мужики и попытались меня вытащить, но все усилия были напрасны, меня крепко прижало к железякам.
- Что делать? - спрашивает звеньевой.
- Давайте три сигнала, - говоря я ему. А сам думаю, а вдруг машинистка что-нибудь перепутает и потянет вверх. Тогда меня просто размажет по железу.
Дали три сигнала, женщина ничего не перепутала, состав поехал вниз и я вылез из под борта. И, не поверите, ни одной царапины! Точно ангел-хранитель есть, и даже в шахте он все видит. :)
После смены мы всем звеном зашли в магазин и затарились. Только меня почему-то в этот день не брало, как будто воду пил.
В этом случае я вообще накосячил капитально. Не зря говорят - Правила Безопасности (ПБ) в шахте написаны кровью. Обращаюсь к молодым ребятам, которые работают на шахте и прочих опасных производствах:
- Мужики. прежде чем сделать что-то, десять раз все взвесьте и обдумайте. Не спешите, ведь на кону стоит ваша жизнь и здоровье. Помните, что вас ждут дома!
Спасибо за внимание.
#реальная история #общество #рассказы #безопастность #работа
Еще по теме здесь: Истории.
Источник: Мой подземный ангел - хранитель.