банка" height="152" width="250">Как часто, возложив на себя обязательства в согласно кредитному договору с банком, заемщик узнает о скрытых комиссиях только на первом, втором или третьем погашении? Это происходит чаще, чем вам могло бы казаться. Если быть точнее, то в 89 случаев из сотни. И связана такая проблема не только с умением банка правильно преподнести сомнительную плату в период оформления займа. Причин такой ситуации, по мнению многих специалистов области аналитики, насчитывается три.
И первая из них отнюдь не банковская «хитрость», а элементарная клиентская невнимательность. Ведь все эти комиссии изначально прописываются в кредитном договоре. Никаких платежей, не внесенных в подписанный документ, банк клиенту по закону начислять права не имеет. Здесь не бывает неожиданностей, как в том же покере или в лотерее. Покер хоть и строится на четких правилах, но все же предполагает разрешенный обман игроков. А вот кредит – это четко оговоренная сделка, после заключения которой изменить условия ее проведения проблематично. Особенно без согласия всех сторон. Поэтому и не устают повторять юристы и консультанты, что читать кредитный договор нужно внимательно и спрашивать банковского сотрудника по сомнительным пунктам всегда полезно. А беглый просмотр документа за 5 минут до подписания, будучи увлеченным мыслью о скором получении таких нужных средств, – это залог последующего обнаружения дополнительных комиссий и неадекватных штрафных санкций за все, что угодно.
Во-вторых, клиенты часто не замечают комиссий из-за того, что не понимают, насколько эта скромная сумма, представленная в процентах, может удорожить плату по кредиту. Все дело в том, что комиссионные платежи всегда начисляются от суммы изначального кредита. И даже при условии, что от займа остается лишь малая часть, комиссия по-прежнему будет считаться от крупной суммы, указанной в кредитном договоре. Исключение – комиссия за досрочное погашение: она, как правило, либо фиксирована в единицах национальной валюты, либо варьируется, но считается от суммы досрочного возврата.
В-третьих, конечно, не без стараний банковского персонала очень часто заемщики не замечают комиссий. И стремление банкира скрыть моменты, которые могут клиенту не понравиться, понятно. Не понятно, почему сами клиенты даже не пытаются данную информацию, несмотря на все усилия кредитора, получить. Ведь на прямой вопрос именно о комиссиях за что-нибудь в принципе, ему придется ответить честно. Иначе он сам себя обречет на потерю уважения клиента. Что очень тесно сопряжено с риском потерять рабочее место.