Нормы

В каждой организации есть свои нормы. Нормы — это устные правила, известные всем, о которых почти никогда не говорят. Например, в банке могут строго следить за одеждой сотрудников, а в других местах можно одеваться весьма неформально — однако это не правило, а норма. Вот какие нормы часто встречаются:

  1. разговоры о личных делах могут считаться нормальными в одном офисе, а в другом — нет;
  2. беспорядок на рабочем столе может быть признаком занятости в одном офисе и признаком небрежности в другом;
  3. кофе на рабочем столе может не вызывать негативной реакции, а может приводить к хмурым взглядам;
  4. время обеденного перерыва может бытро регулироваться в одном месте, а в другом быть свободным;
  5. вход к руководителю может быть официальным, а может быть и спонтанным;
  6. личные телефонные звонки разрешаются в одном офисе, а в другом — нет;
  7. шутки и фамильярность допускаются в одном коллективе, а в другом — осуждаются;
  8. просьба о помощи может поощряться, а может расцениваться как признание собственной некомпетентности;
  9. урегулирование конфликтов в одном месте осуществляется напрямую, а в другом — через руководство;
  10. сотрудники могут работать строго в соответствии с назначениями, а могут выступать с собственной инициативой.

Такие неписаные правила поведения существуют в каждой организации. Какие нормы царят в вашем отделе? Составьте их перечень. Вы сами и другие члены вашего коллектива могли бы предоставить новичку подобный список вместо того, чтобы наблюдать, как он доходит до них путем проб и ошибок. К тому же, составив список норм, вы можете проверить, какие из них идут на пользу вашему отделу, а какие действуют отрицательно. Вы можете отказаться от тех, которые негативно воздействуют на производительность труда или рабочую обстановку. Будучи руководителем, вы должны внимательно следить за тем, чтобы нормы вашего отдела не вступали в противоречие с нормами всей организации. Противоречие норм создает стрессовую ситуацию в коллективе.