Предположим, что у вас есть писательский талант, вы знакомы с основами стилистики и грамматики, без чего нельзя обойтись. Как ни странно, но правописание не так важно, поскольку рукописи корректируют профессиональные корректоры и редакторы, которые исправляют орфографические ошибки, следят за правильностью построения текста и легкостью стиля.
Рассмотрим самые важные моменты, которые нужно учесть, независимо от того, что вы собираетесь писать.
Внешний вид. Внешний вид рукописи — то, что губит многих неплохих писателей. Аккуратность и чистота манускрипта обязательны. Чем лучше качество бумаги, темнее чернила и четче печать, тем легче читается текст, тем больше у него шансов понравиться издателю.
Редакторы газет, журналов, и книжных издательств частенько выражают недовольство по поводу качества приходящего к ним материала. Многие рукописи авторы просто соединяют скрепкой в углу листа, печатают на случайных листах бумаги и при помощи древних машин, так, что текст едва виден. Часто на листах с обтрепанными, загнутыми углами можно увидеть жирные пятна, а полустертые пометки говорят о том, что другие редакторы успели просмотреть рукопись и отвергнуть ее.
Ничто так не говорит о дилетантстве автора, как явные попытки сэкономить на бумаге (отсутствие полей, плотный текст и т.п.). Только таким способом можно уменьшить количество листов в рукописи и ее вес для пересылки по почте. Не делайте этого ни в коем случае. Покупайте только качественную бумагу. Приобретите новую ленту для печатной машинки, а если есть возможность, используйте компьютер. Печатайте через два интервала, оставляя не менее трех сантиметров на поля с двух сторон страницы. Это необходимо для удобства корректорской и редакторской правки как на полях, так и между строками. Это удобно и для работы наборной машины, которая зажимает лист слева и справа, а значит, закрывая часть текста, находящуюся близко к краям. Печатайте на одной стороне листа и не скрепляйте листы ничем, кроме канцелярской скрепки.
Если ваш рассказ или очерк достаточно объемен, снабдите его заглавным листом, на котором укажите название, свое имя, домашний адрес, объем рукописи, а также предложения, касающиеся авторских прав. На первой странице вновь укажите название и имя автора, которые должны содержаться в виде аббревиатуры на каждой последующей странице. Часть текста не потеряется в процессе работы, если вы проставите номера страниц в правом верхнем углу. Это также облегчит работу редактора. А чем легче труд редактора, тем больше шансов на успех у вас.
В любом случае у вас должны оставаться копии манускриптов. В наше время с развитием фотокопировальной техники это не проблема. Однако фотокопирование объемных рукописей стоит довольно дорого. Работы объемом более 5—6 страниц пересылаются в развернутом виде в соответствующем почтовом конверте. На конверте четко обозначьте свое имя и обратный адрес. Если рукопись не принимается в печать, ее отсылают обратно, поэтому не забывайте вложить еще один конверт со своим адресом. Ведите учет всех расходов, связанных с созданием и пересылкой текста, так как эта сумма вычитается из налога на прибыль, если, конечно, вы не работаете по найму, а живете за счет писательской деятельности.
Оборудование. Электронная печатная машинка и текстовый ре-' дактор оставили далеко позади как механические, так и электрические печатные машинки. В скором времени на смену им придет еще более перспективное оборудование. Сейчас практически каждый профессиональный писатель пользуется текстовым редактором или компьютером с редакторскими программами. Подобное оборудование обходится довольно дорого. Установка IBM-совместимого компьютера с принтером, оснащенного недорогой редакторской программой, может стоить 1000—1500 долларов. Однако всегда можно воспользоваться подержанным оборудованием, которое обойдется не дороже новой печатной машинки. Электронное оборудование, естественно, гораздо надежнее и проще в работе, чем громоздкое механическое.
В наши дни никто не станет читать рукописный материал. Возможно, работа будет просто гениальной, но мир не узнает о ней, так как ни одна редакция не примет написанный от руки текст. Поэтому, чтобы вы ни создали, отпечатайте текст на печатной машинке или при помощи компьютера. Профессиональные машинистки берут за работу недешево — 2 доллара за страницу. И если в вашей рукописи 60 000 слов, рассчитывайте на 200 печатных страниц. Как видите, расходы довольно велики, и поэтому стоить подумать о приобретении собственного электронного оборудования.
Папки с печатным материалом. Как только вас начнут печатать, начинайте собирать образцы своих работ в специальные папки для показа возможным нанимателям или издателям. Идеальный вариант — 100-листовая папка с пластиковыми скоросшивателями. Каждый текст должен иметь титульный лист с указанием тематики работы. Последние свои работы поместите в начале и в конце папки. Слишком толстая папка может показаться скучной и трудной для просмотра, но, с другой стороны, она показывает вашу продуктивность.
Подумайте, как лучше показать разнообразие вашей писательской деятельности. Возможно, лучше завести несколько небольших папок, разместив в них материал по темам. Папка-скоросшиватель гораздо удобнее, так как дает возможность вынимать нужные страницы, модернизировать и варьировать тексты в зависимости от того, кому вы демонстрируете свои достижения. Если вы занимаетесь интервьюированием, помещайте в папку только самые удачные интервью.
Визитные карточки. Вам необходим запас визитных карточек. Постарайтесь, чтобы карточки выглядели необычно и не забудьте, что слово «писатель» должно обязательно фигурировать в тексте.
Псевдоним. Неплохо иметь один или два на всякий случай. Часто писатели работают на одно издательство под одним именем, а на другое — под вторым. Возможно, по тем или иным причинам вам не захочется подписывать работу настоящим именем. Большинство моих книг посвящено бизнесу, но когда я пишу что-нибудь для детей, то подписываюсь псевдонимом Стивен Тейлор, что предохраняет мою репутацию писателя-экономиста. В противном случае могут спросить: «А что детский писатель понимает в экономике?» Когда же я пишу романы для женщин, то использую еще один псевдоним, но какой — это моя тайна.
Иногда редакция периодического издания не соглашается печатать в одном номере две статьи одного автора. Псевдоним бывает как нельзя кстати, если вы вдруг решаетесь попробовать писать в новом, необычном для себя стиле или жанре. Романисты часто пишут деловые очерки, используя другое имя, и наоборот, журналисты берутся работать над повестями и романами. Иногда ваша фамилия просто не вяжется с темой или образом материала. Так бывает, когда писатель — мужчина публикует свои произведения в журнале для женщин. В данном случае женское имя более приемлемо. Возможно, вы работаете в такой области, где раскрывать свое настоящее имя неэтично или даже опасно: например, берете интервью у торговцев оружием или интересуетесь деятельностью бюро знакомств. В такой ситуации просто необходимо скрывать свое истинное имя.
Кроме всего прочего, псевдоним — один из способов провести редактора, если ваше имя хорошо известно, а издатель не считает вас серьезным специалистом в данной области. Тогда это — единственный способ добиться успеха.
Оплата. Иногда кажется, что проблема оплаты настолько деликатна, что ее вообще не стоит упоминать. Практически во всех других отраслях клиенты интересуются у предоставителя услуг или товаров, сколько необходимо заплатить. Естественно, сантехник, устанавливающий новую мойку в доме клиента, не станет спрашивать: «Сколько вы мне заплатите?» Независимые писатели по какой-то причине стараются на первых порах не поднимать вопрос оплаты. Возможно, это пережиток тех времен, когда бедные, непрофессиональные писатели мечтали о любой публикации. «О великий издатель! Помести мое имя под заголовком, и это будет величайшей наградой для меня». Если вы мыслите примерно так, то легко станете игрушкой в руках издателей, которым весьма выгодно получать хороший материал при минимальных затратах.
Ставки настолько разнятся от жанра к жанру и от писателя к писателю, что трудно посоветовать, с чего начать. Тем не менее, Австралийская Ассоциация Журналистов (AJA) разработала вполне приемлемые размеры ставок. У всех независимых писателей проблемы с наличностью, поскольку гонорар им выплачивается после опубликования материала, а не по предоставлении к печати. Вот почему все зависит от издателей. Если вы пишите для ежеквартального издания, то вам придется ждать оплаты не менее трех месяцев.
Ожидание расчета в течение двух-трех месяцев после публикации — довольно обычное явление. Иногда можно попробовать ускорить оплату, подав жалобу, но вряд ли результат стоит потраченных усилий и нервов. Ставки Австралийской Ассоциации Журналистов приняты большинством крупных издательств. Некоторые платят за опубликованные статьи даже выше ставок. Однако этого нельзя сказать о мелких издательствах, особенно выпускающих недорогие журналы. Припоминаю случай, когда я отправил новый рассказ в одно из таких издательств и получил письмо с положительным ответом. Но в качестве гонорара мне предлагалась трехмесячная подписка на их журнал. Естественно, это было не то, что мне требовалось. Иными словами, необходимо тщательно обдумать все свои действия. Удовлетворит ли вас работа по договору или вы попытаетесь решить ваши финансовые проблемы иным путем?