А теперь давайте разберемся, дорогие наши читатели, кто такой хороший начальник. Потому что в плохом начальнике вовсе не хочется разбираться, об этом и так всем известно. Итак, работа хорошего начальника в идеале должна быть незаметна. Бывает, что и профессионалы в команде имеются, и техника в полном порядке, а работа почему-то идет плохо. Вот тут начальник, он же менеджер и управляющий бизнесом, должен уметь поставить каждого члена коллектива на то место, где тот будет играть свою строго определенную роль. Как влиятельный, авторитетный лидер менеджер займется выбором целей и расстановкой приоритетов, наблюдением, чтобы работа не выходила за рамки поставленной задачи.
Организатора, не самого креативного члена команды, но самого дисциплинированного, нужно поставить следить за временными рамками. Он уравновешивает бурный энтузиазм лидера.
Генератор идей. Это наделенный богатым воображением инноватор, оригинальный член команды. Он придумывает новые подходы к старым проблемам, фонтанирует новыми идеями и стратегиями. Пять из шести его идей не имеют смысла, но шестая иногда бесценна.
Контактер. Деловитый, общительный работник, приносящий контакты, адреса, телефоны. Работает на основе личных знакомств, легко отыскивает необходимых профи для решения текущих задач. Он рыщет в поисках необходимой информации в Интернете и справочниках, дружит с местным артистически-эстрадным бомондом, следит за конкурентами и новинками.
Анализатор. Это человек осторожный и неторопливый. Критичные суждения в нем побеждают другие чувства. Такой человек очень полезен в команде, поскольку может предвидеть трудности раньше, чем они возникнут. Его зовут на последнем этапе: если уж он дает добро, то проект можно запускать хоть в космос.
Практик. Самый исполнительный член команды. Именно он раскладывает идеи на конкретные этапы и сроки, составляет практический план достижения цели, после того как остальные уже передрались и перепились кофе. В команде обязательно должен быть практик для воплощения разнообразных концепций в жизнь.
Детализатор. Это один из наиболее важных и часто недооцениваемых членов команды. Люди творческие придумывают идеи, а детализатор их доводит до конца. Он очень внимателен к деталям, замечает ошибки и упущения.
Менеджер должен быть душой всей команды, легко работать с людьми, даже когда их идеи ему непонятны, объединять членов коллектива, поощряя их сильные стороны, компенсируя слабости и поддерживая в нормальном состоянии работу. От этого зависит общий успех.
А какие еще, кроме начальника, специалисты работают сегодня в бизнесе? Что они умеют или должны уметь делать?
Эккаунт-менеджер. Специалист, работающий непосредственно с клиентом. Это мостик между фирмой и клиентом, организующий и объединяющий все процессы внутри структуры, связанные с разработкой и воплощением всех проектов. Эккаунт-менеджмент называют также Clientservice. Поскольку часто коммерческая компания совмещает в себе два вида деятельности (обслуживание и производство), эккаунт-менеджер должен добиваться, чтобы заказ клиента был выполнен максимально эффективно, то есть качественно и за разумную цену.
Иногда эту должность называют "координатор проекта". Этот человек возглавляет группу креаторов и техперсонала, которые трудятся над исполнением конкретного заказа. Эккаунт-менеджер ведет все стратегические и тактические переговоры с заказчиком. За ним остается последнее слово при принятии креативных и финансовых решений; единственный человек, который может наложить табу на его решение, — это директор. Иногда эккаунт-менеджер ведет несколько проектов, но тогда под его началом трудится несколько команд-исполнителей.
"Эккаунт" (account) в переводе с английского — "счет, доклад, важность, выгода, значение". "Менеджер", как мы уже знаем, — "управляющий, заведующий, хозяин". Таким образом, "эккаунт-менеджер" буквально означает "управляющий счетом или заведующий чем-то важным, или даже хозяин выгоды".
Эккаунт-менеджер — универсальный работник. Он должен отлично представлять специфику деятельности всех отделов фирмы и владеть практически всем набором клиентских услуг. Часто он настолько досконально знает бизнес или потребности своего заказчика, его фирму и работающих на него людей, что пользуется его полным доверием. Иногда клиенты так прирастают к своему эккаунт-менед-жеру, что, если он увольняется, переходят вместе с ним в другую фирму.
После постановки задачи начинается рутинная работа с клиентом и с сотрудниками разных отделов по координации проекта. Задача эккаунт-менеджера — чтобы все появилось в нужное время, в нужном количестве и нужного формата. Наряду с этим эккаунт-менеджер, как правило, пишет ежегодные маркетинговые планы для крупных компаний, включающие долгосрочное сотрудничество, а также готовит проекты встреч и отчеты о контактах с клиентом.
Даже при самой слаженной работе могут происходить сбои, ведь в процессе участвует множество специалистов. И лишь особый набор личных качеств помогает эккаунт-менеджеру в борьбе за мир между фирмой и заказчиком.
Это, во-первых, высокая степень личной организованности и способность к организации других участников процесса. Во-вторых — умение мыслить стратегически, планировать, анализировать, искать новые неожиданные
решения. В-третьих — умение наладить деловые связи, то есть обаяние и искусство завоевать авторитет. Словом, хороший эккаунт-менеджер — профессионал в области коммуникаций. Он обладает особым "антистрессовым" складом характера и всегда готов к тому, что если что-то идет не совсем идеально, то чаще всего "стрелочником" окажется именно он, поскольку такая ситуация является атрибутом его профессии. Самая здоровая реакция — в ответ на все претензии не оправдываться, а решать проблемы.
У грамотного эккаунт-менеджера есть база данных на каждого заказчика, в которой хранятся сведения не только о состоянии дел компании, но и о днях рождения руководящих лиц и привычках их домочадцев.
Брэнд-менеджер. Ведет в рекламном агентстве определенный брэнд или торговую марку (если их у компании несколько). Он досконально знает историю создания брэнда, его особенности, плюсы и минусы. Он занимается брэндингом, проводя в жизнь все мероприятия фирмы для укрепления своего брэнда. Он держит нос по ветру, внимательно присматриваясь и прислушиваясь к тому, что происходит в компании. А также следит за тем, каковы веяния брэндинга в других компаниях. Его задача — отслеживать стратегию брэнда и строго придерживаться правил, выработанных прародителями этого брэнда.
В отличие от функций других сотрудников фирмы, функция брэнд-менеджера консервативна. Если даже самая креативная идея нарушает привычный образ продукта (за которым стоит брэнд), брэнд-менеджер не должен допускать выход такой идеи из недр компании. Только в том случае, если торговая марка еще не устоялась и не имеет четкой конфигурации в своей идеологической направленности, брэнд-менеджер может вместе с командой придумывать для нее необычные идеи и формы.
Каждый из вас, трудолюбивые наши читатели, рано или поздно сталкивается в своей жизни с менеджментом. Для кого-то это собственная работа, кому-то приходится сталкиваться с менеджерами в ходе переговоров. В любом случае менеджмент — явление сегодняшнего дня, и о нем лужно знать, например о том, что современный менеджер, /же работающий в компании, или тот, кому лишь предсто-|ит найти себе достойную работу, обязательно столкнется с таким понятием, как деловая игра или тренинг.
Деловая игра или тренинг — это и упражнение, и испытание, и даже разыгранное представление. Но и это еще не все. Способности, которые она развивает, порой неожиданны; проявляющиеся активность и изобретательность удивительны. Когда наблюдаешь за участниками деловых игр, невольно задумываешься, не в игре ли заключен весь смысл культуры? Ибо игра — это одновременно свобода и изобретательность, фантазия и дисциплина. Игра, как справедливо заметил В. Ворошилов, автор телеигры "Что? Где? Когда?", — это репетиция жизни.
Деловая игра должна приносить радость. Каждый успех в игре — это возможный успех в будущем бизнесе, это дополнительная порция уверенности в себе: я это могу, у меня это получается. Пример: участница тренинга Лариса с трудом говорила по телефону, ей было не по себе от необходимости в чем-то убеждать, она становилась в тупик почти перед каждым вопросом собеседника. В деловой игре "Этика телефонного разговора" Ларисе удалось уговорить своего абонента по поводу заказа билетов на поезд, мест в гостинице, обслуживания автомобиля. Все это у нее получилось постепенно, не сразу. Но, отработав в деловой игре основные приемы телефонного разговора, она теперь вполне справляется с обязанностями телефонного брокера.
Запомните золотое правило преуспевания: нельзя ничего достичь, утверждая, что "этого нельзя сделать!". В игре, когда вы учитесь, над вами еще не висит дамоклов меч обязательности. Вы можете варьировать всеми нюансами игры до тех пор, пока не почувствуете, что у вас получается. Вы не должны стесняться своего неумения, так всегда бывает вначале. Постепенно вы освоите любую ситуацию и научитесь владеть ею. Предположим, вы хотите работать менеджером по сбыту товаров, но у вас не все ладится. Проведите с кем-то из коллег или друзей деловую игру на эту тему, и вы увидите, как все проблемы будут решаться прямо на глазах.
Вот как делали это студенты.
Чаще всего задача игровых тренингов— научить менеджеров по сбыту товаров легкости и непринужденности, убедительности в работе с покупателем. Цель игры — эффективная продажа. В игре двое: Рита (менеджер) и Дмитрий (покупатель). Товаром в этой игре может быть все что угодно, поэтому выберите на свой вкус. Начинаем.
Рита: Вы обратили внимание на нашу продукцию? Она действительно того стоит.
Дмитрий: Да, меня заинтересовал ваш товар, но цена... Рита: Давайте пока не будем говорить о цене. Прежде всего, обратите внимание, как работает вещь, которую вы хотите приобрести.
Дмитрий (убедившись): Да, действительно, работает хорошо, но ведь этот предмет занимает слишком много места, да и цвет мне не совсем нравится...
Здесь могут быть высказаны любые замечания, чтобы сбить цену на товар.
Рита поставлена в тупик. На обдумывание ответа у нее, согласно правилам игры, не более 10 секунд. Через 8 секунд она находит выход.
Рита: Да, вы совершенно правы (покупатель всегда прав!), но те качества товара, о которых вы сказали, являются как раз его дополнительными преимуществами.
Предположим, продается пылесос. Рита уверенно доказывает, что пылесос должен быть не маленьким, чтобы всасывать как можно больше пыли. Яркий цвет пылесоса хорош тем, что он сразу бросается в глаза и среди остальных предметов в кладовке его легко отыскать. В результате сделка состоялась, товар куплен.
В деловой игре нужно непременно учитывать качества, которые развиты у участников наиболее сильно. Людям с ярко выраженными актерскими способностями нужно предложить игру с акцентом на эти способности. Те, кто умеют работать с офисной техникой, с удовольствием поделятся знаниями в этой области. Имеющие опыт работы с документами будут незаменимы в игре, связанной с делопроизводством. Короче говоря, игра развивает дремлющие деловые способности, приводит в движение инертные натуры, повышает жизненный тонус, помогает обрести уверенность в себе. Поэтому играйте, и желаем вам успеха!
Вы спросите, с кем играть? Вы правы, для решения своих проблем посредством деловой игры нужны единомышленники. Но разве у вас нет друзей? Разве каждый раз, сталкиваясь с очередным тупиком, вы ни с кем не делитесь, никому об этом не рассказываете? А поскольку вы все равно делитесь своими нерешенными задачами с окружающими, а те, в свою очередь, с вами, не проще ли "проиграть" ситуацию? Играя и опираясь на конкретные проблемы, вы сами увидите, как распутывается клубок сложных и непонятных вопросов. Советуйтесь с друзьями и близкими людьми не в форме монолога. Предложите им обыграть с вами любую требуемую сцену. Как поступит ваша подруга, ваш возлюбленный, ваша мама или соседка? Рассматривая их вариант решения той или иной ситуации, вы увидите то, чего не понимали раньше. Их подходы подскажут вам, как правильно поступить в вашем случае.