Английское слово "управление" (management) происходит от латинского слова manus("рука"). Первоначально оно употреблялось в тех случаях, когда речь шла об управлении лошадьми. Умелое обращение с этими благородными животными называлось "искусство менеджмента" и имело в виду искусство управления. Позже это слово перенесли в область человеческих отношений и стали обозначать им управление людьми и организациями.
Итак, менеджер — это управляющий. Чем и кем он управляет? И главное — как? Лучше всего представить себе современный менеджмент на примере такой высокоразвитой страны, как Япония.
Вы, конечно, знаете, что Япония находится на одном из первых мест в мире по производству компьютеров, автомобилей, видеотехники и других важнейших для цивилизации вещей. Даже такая богатая и развитая страна, как Соединенные Штаты Америки, по многим показателям уступает Японии. "Как же могло так получиться, что какое-то островное государство, размером всего со штат Калифорния, за какие-нибудь три десятка лет смогло пройти путь от кустарной мастерской до современного автоматизированного предприятия?" — спрашивали американские бизнесмены.
Чтобы найти ответ на этот вопрос и на месте выяснить, в чем тут дело, толпы американских менеджеров и экономистов ринулись в Японию. За американцами хлынули немцы, англичане, французы, шведы... Все они, вернувшись домой, рассказывали о "японском чуде", и чудо это — японский менеджмент. Давайте попробуем разобраться в этом и мы.
Японцы считают, что их менеджмент, или система управления, стоит на трех китах: техника и всевозможные технологии, капитал, люди. В разных странах на первое место ставят то технику, то капитал. По мнению японцев, необходимые для успешного бизнеса приоритеты следует расставить так.
- Люди.
- Капитал.
- Техника и технологии.
Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления, которая в большой степени обусловлена специфическим японским самосознанием. Каковы же его особенности?
Прежде всего — устремленность в будущее. Японцы убеждены, что чем лучше они будут работать сегодня, тем богаче и достойнее будет их жизнь завтра. И это не слепая вера. Дело в том, что каждый год фирма добавляет зарплату своим служащим. Люди, проработавшие в фирме 7 лет, обязательно повышаются в должности. Уходя на пенсию, работники получают хорошее выходное пособие (сумму денег, начисляемую в процентах за все годы работы).
Кроме того, вера японцев в обеспеченное будущее базируется на такой национальной черте, как запасливость. По данным статистики, средняя японская семья ежемесячно откладывает в банк примерно 20% своего бюджета, что в три раза больше, чем американская.
Типичная японская фирма представляет собой своеобразную пирамиду. Она состоит из трех уровней.
- Кэйэйся (высшая администрация).
- Канрися (среднее звено управления).
- Иппанся (рядовые работники).
Руководство фирмы (совет директоров) — это самый высокий уровень управления. Обычно в него входят:
- председатель совета директоров;
- президент;
- вице-президент;
- исполнительный директор.
А теперь обратим внимание на наши, отечественные, особенности менеджмента. Очень часто у нас менеджерами называют специалистов, менеджерами вовсе не являющимися. В большинстве случаев "менеджерами по продажам" называют торговых агентов либо коммивояжеров. Возможен и менеджер по продажам, но это руководитель торгового подразделения или коммерческий директор.
Однако вернемся к тому, что менеджер, как уже говорилось, — руководитель, и у него всегда имеются подчиненные. Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником (именно последних принято называть менеджерами). Он может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить. Причем менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только ее часть (менеджеры среднего и низшего звена).
Профессиональный менеджер должен обладать как минимум двумя качествами.
- Профессиональной подготовкой; для управления необходимо обладать знаниями в области теории менеджмента, которые можно получить только в процессе обучения.
- Способностями и личными качествами, необходимыми для управления.
Заметим в скобках, что наличие профессиональных знаний еще не гарантирует, что мы имеем дело с менеджером. А наличие способностей может проявиться, несмотря на наличие различных тестов, только на практике.
Насчет личных качеств менеджера есть у нас в запасе одна история. В небольшой фирме, которая занималась торговлей моющими средствами, работали в отделе сбыта два менеджера. Один, назовем его Василий, работал так: выполняя распоряжения начальства, инициативы не проявлял, и, если ему не давали задания, мог часами сидеть за компьютером и играть в разные "стрелялки и бродилки", но с умным видом. Другой, назовем его Николай, работал по-другому. Он тоже выполнял распоряжения руководства, но у него была хорошо развита фантазия, он любил мечтать, и потому в те моменты, когда указаний не поступало, сам что-нибудь придумывал. Однажды он собрал всех торговцев-лоточников, продающих на улицах моющие средства его фирмы, и сказал:
— Доброе утро, дамы и господа! Я пригласил вас для того, чтобы провести небольшое исследование. Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что шампунь, который вы продаете, — это животное. Ну же, смелее! Это лебедь
или кролик? Он пушистый, как ангорский кот, или скорее скользкий, похожий на дельфина? А теперь откройте глаза, возьмите фломастеры и нарисуйте, как вы себе представляете наши лучшие товары.
Продавцы охотно рисовали шампунь в виде слона, а мыло в виде рыбы. И нужно сказать, это им очень понравилось. Николай время от времени проводил подобные занятия, а лоточники ждали их с нетерпением и увлеченно обсуждали.
Вскоре оказалось, что количество продаж у тех продавцов, с которыми занимался Николай, увеличилось. Это заметило руководство фирмы, и инициативный менеджер получил премию.
Как вы думаете, почему Николай вскоре стал начальником отдела сбыта? И почему менеджер Василий не смог сделать карьеру и спустя пять лет оставался на том же месте и с той же зарплатой, что и в начале?