Едва ли возможно написать словесный портрет типичного предпринимателя — слишком уж разные это люди, отличительной особенностью которых является как раз их индивидуальность.
В то же время, раз уж мы используем для обозначения этой индивидуальности одно лишь слово — предприниматель, то должно быть что-то общее в этих очень разных людях.
Пожалуй, общее заключается в том, что предприниматель — это тот человек, который создает предприятие на основе собственных идей за счет собственного времени и находит новые возможности для прибыльной хозяйственной деятельности.
Не суть важно, как появилась идея успешного бизнеса. Считается, например, что подавляющее большинство идей возникает на предыдущем месте работы (442%), на основе личных интересов (118%) или случайно (110%). Но чтобы идея реализовалась в успешное предприятие, нужно пройти немалый путь. И самый первый шаг на этом пути — создание предпринимательского образа мышления.
Вы помните, как в начале перестройки на улицы российских городов высыпало огромное количество людей, пытающихся продать все, что можно и нельзя — от старых поношенных вещей и видавшей виды хозяйственной утвари до всевозможных красиво упакованных подделок и почти новых импортных вещей. Такая торговля для многих была единственной возможностью выжить.
Среди продавцов можно было увидеть много разного люда, в том числе и весьма интеллигентного вида. Они пытались продать свой товар, но на их лице были написаны горечь и презрение к этому занятию. Это были работники умственного труда, которых выгнала на улицу нужда и мизерные зарплаты на ставших никому не нужными предприятиях.
Мог ли такой инженер что-нибудь продать? Ответ очевиден. Он ничего не мог продать до тех пор, пока вдруг в одно прекрасное утро не проснулся бы продавцом, а не инженером. Для того чтобы этот момент наступил, ему нужно было изрядно потрудиться над собою.
Когда человек меняет свой статус, то для достижения успеха в новом качестве ему нужно изменить свое прежнее мышление на новое. Это — общеизвестный факт, который мы встречаем во многих книгах и в жизни.
Мне могут возразить, что предпринимателем нужно родиться. А я с этим и не спорю. Я тоже считаю, что предпринимателем нужно родиться. Только я убежден в том, что предпринимателями рождается гораздо больше людей, чем мы себе это представляем. В основе предпринимательства, на мой взгляд, лежат природные способности человека к выживанию. Просто наш жизненный уклад и современное экономическое устройство таковы, что предпринимательские способности по разным причинам оказываются невостребованными. Поэтому они загоняются в самые отдаленные уголки нашего мозга и там надежно блокируются, чтобы не мешали.
Чтобы создать предпринимательский образ мышления, нужно эту блокировку ослабить и постепенно, с помощью тренировок, выйти из-под ее влияния. С момента, когда человек решает стать предпринимателем, и до того момента, когда он им становится, может пройти немало времени. Это процесс, а не одномоментное действие вроде регистрации собственного предприятия. Хотя каждому может потребоваться свое время, этот процесс может быть ускорен, если им управлять.
В этой статье мы поговорим о некоторых характерных чертах предпринимательского мышления. Развитие у себя этих черт значительно приблизит вас к успеху.