Слагаемые будущего успеха

Теперь, когда мы уже знаем, как развивается успешный бизнес и каковы основные причины неудач, мы можем сделать некоторые выводы.

Наша задача — сделать бизнес успешным и добиться финансовой стабильности в короткие сроки. Понятно, что каждый, кто начинает свой бизнес, рассчитывает на успех. Но получается это не у всех. Похоже на то, что, по крайней мере, четыре предприятия из пяти созданных погибают, не прожив и десяти лет.

Можем ли мы изменить статистику? Возможно, но нам этого знать не дано.

Чтобы получить более надежные гарантии успеха, лучше задаться целью — попасть в «Клуб Победителей». Посмотрим, что нужно для этого сделать. Сейчас мы как раз подходим к тому, как выписать себе пригласительный билет на банкет, о котором мы говорили во введении к части 1.

Первая и самая, пожалуй, главная задача — это не попасть в число 50%, которые терпят неудачу в течение первых 18 месяцев. Возможно ли решить эту задачу? Безусловно, да. Для этого нужно поставить перед собой и решить следующие задачи.

1. Подготовить себя к предпринимательской деятельности.

Чтобы поставить эту задачу, нужно не так уж и много. Всего четыре вещи: голова, ручка, бумага и терпение. Как правило, все это в наличии имеется. Тогда можно приступить к составлению личного плана собственной подготовки к предпринимательству.

Что необходимо? Для начала прочитать эту книгу, где в части 2 мы поговорим об основных навыках, которыми нужно овладеть предпринимателю. Можно почитать и другие книги, посетить семинары или краткосрочные курсы. Этот план потребует времени, но будет очень полезным, потому что человек сможет посмотреть на себя как бы со стороны и сознательно приступить к своей подготовке. Такой план равнозначен карте, и человеку не придется терять время во всяких закоулках и тупиках.

Чтобы что-то получить, нужно сначала вложить. Данный этап — это инвестирование своего личного времени в собственное развитие как предпринимателя.

Если человек прошел уже немалый путь за время своей предыдущей работы или занятий, то его задача упрощается и план может быть совсем небольшим.

Если же человек, не обманывая себя и не «подгоняя решение под ответ», считает, что он уже готов к предпринимательству, то можно переходить к следующей задаче.

2. Подготовить и организовать свой бизнес.

Для этого нужны те же самые четыре вещи и опять же время. Этот этап — инвестирование времени в свой будущий бизнес. Почитать и поучиться будет совсем не лишним и на этом этапе.

В части 3 этой книги мы рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить внимание при подготовке бизнеса. Это очень важно — по возможности досконально изучить свой будущий бизнес и проработать все вопросы его организации и функционирования.

Всему научиться по учебникам нельзя, и предпринимателю предстоит еще много что освоить уже в ходе руководства своим бизнесом — он поставит перед учредителем много конкретных вопросов, на которые нужно будет найти конкретные и наилучшие ответы. Еще предстоит совершить много ошибок.

Однако ответы на некоторые, в особенности, типовые вопросы нужно знать до открытия своего бизнеса. Когда человек начинает учиться предпринимательству и бизнесу после его открытия, результат получается всегда один и тот же — БОЗ.

Третья задача, которую нужно будет решить — укрепить свои позиции в течение первых 18 месяцев и избежать печальной участи тех, кто теряет свой бизнес в период от полутора до пяти лет. Для этого нужно:

3. Овладеть навыками управления бизнесом и, особенно, навыками предпринимательского управления.

Не каждому предпринимателю у нас удается закончить университет или школу бизнеса. Точнее сказать, мало кому удается. Да и не только у нас. Образование — очень важная составляющая успеха и мы никак не собираемся принижать его роли. Например, в США 47% руководителей малых предприятий с числом работников 20 и более человек (но с объемом продаж не более $50 млн в год) закончили 4-годичный колледж. В то же время 53% руководителей таких предприятий не заканчивали колледжей. А если мы возьмем малые предприятия с числом занятых менее 20 человек и с объемом менее $50 млн. в год, то среди них закончивших колледж будет наверняка намного меньше.

Это говорит о том, что человек способен очень интенсивно самообучаться и овладевать навыками управления.

Управление малым предприятием включает те же аспекты, что и управление любым другим предприятием. Это — планирование и контроль, бухгалтерский учет, анализ финансовой деятельности, маркетинг, работа с персоналом, товарно-материальные запасы, налогообложение и управление рисками и страхование.

Естественно, в малом бизнесе используются более простые методы, чем в крупном. Когда предприятие меньше, то и проблемы его зачастую проще. Я имею в виду, например, что создать небольшое производство на площади 100 кв. метров проще, чем создать крупный завод. Проще может быть и бухгалтерский учет, и система налогообложения, и управление персоналом, если в бизнесе занято 2 человека, а не 2000.

Однако проще — вовсе не означает, что управление не нужно изучать, потому что и так все получится само собой. Опыт показывает, что само собой ничего не получается.

Для успешного ведения бизнеса предпринимателю необходимо овладеть этими базовыми навыками управления. Основам управления можно научиться либо самостоятельно (по книгам и пособиям или же на курсах по менеджменту), либо — работая на фирме.

Опыт показывает, что в практике предпринимательства используются и такие методы управления, которые позволяют малому бизнесу быстрее крепко встать на ноги. Я называю эти приемы предпринимательским управлением, которое можно определить как создание новых возможностей для повышения прибыльности бизнеса и приближения момента финансовой стабильности.

Предпринимательское управление не заменяет традиционного, о котором мы говорили выше, но очень хорошо его дополняет.

Предпринимательскому управлению, как важной составляющей успеха малого бизнеса, посвящена часть 4 этой книги.

Вероятно, успешные предприниматели со временем становятся очень сильными управляющими. Может быть, поэтому и резко сокращается количество неудач во вторые пять лет существования бизнеса. Тогда критическими становятся другие факторы, например, стратегия развития, маркетинг и оценка рынка. Но и в этих вопросах предпринимательское управление может быть очень полезно.

Я думаю, что если будущему или начинающему предпринимателю удастся решить все три перечисленные в этой главе проблемы, то его шансы попасть в «Клуб Победителей» возрастут многократно.

Если долго и часто трудиться по восемь часов
в день, то вам может повезти, вы станете со
временем боссом и будете работать по двенадцать

часов в день.

Роберт Фрост