Во всех сферах торговли бывают естественные периоды спада, когда значительно уменьшается деловая активность, количество продаж и число сделок. В такие периоды умные коммерсанты не сидят сложа руки, а активно действуют.
Честолюбивый розничный торговец использует время спада для того, чтобы навести порядок на рабочем месте, вымыть и вычистить прилавок, проводит инвентаризацию, обновляет витрину, старается наиболее привлекательно выложить товар. Другие торговцы тратят это время на оформление и рассылку рекламных проспектов, на телефонные переговоры для поддержания контактов с потенциальными клиентами, занимаются вопросами упаковки и т. д. Иными словами, убивать время им не приходится. Всегда найдется множество дел, в том числе и личных, которые лучше выполнить в период спада, чтобы потом, при активизации торговли, не отвлекаться на них. Коммерсанты изменяют время обеденного перерыва в этот период, а также используют спад для проведения исследований рынка, стараются укрепить свою репутацию, выполняют работу, требующую многочисленных разъездов по городу.
Менеджеры и начальники отделов больших универмагов именно в такие периоды спада торговли занимаются изучением покупательских центров. Ювелир запланирует себе отпуск именно на период спада в летнее время. Страховой агент отправится в путешествие в период рождественских каникул. Многие коммерсанты укрепляют свою репутацию в горячее время рождественских распродаж тем, что оказывают помощь розничным продавцам, которые особенно нуждаются в дополнительных рабочих руках. Этим коммерсанты обеспечивают себе выгодные заказы в остальные месяцы года. Конечно, такая сверхурочная работа не дает немедленной отдачи и дохода, и сидеть в этот период дома перед телевизором гораздо более соблазнительно, однако, дополнительные усилия это дополнительные доллары в будущем. Вот этим и отличаются профессиональные коммерсанты от полупрофессиональных.