Первое. ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОНКРЕТНЫЕ ДЕТАЛИ В ПОВСЕДНЕВНЫХ РАЗГОВОРАХ

Давайте рассмотрим использование хотя бы одного приема из описанных выше в повседневной жизни. Помните, как в главе 4 я призывал вас наполнить свое выступление деталями. Это должно было помочь вам сделать свою речь живой и непринужденной. Разумеется, я имел в виду выступление перед группой людей. Но разве в повседневной жизни этот совет бесполезен? Только подумайте о тех людях, которых вы считаете интересными собеседниками. Разве они не наполняют свою речь яркими, колоритными, драматическими деталями? Разве их речь не образна?

Прежде чем совершенствовать свое искусство собеседника, вы должны почувствовать себя уверенно. Поэтому вам пригодится практически все, о чем говорилось в первых трех главах моей книги. Вы будете спокойно общаться с другими людьми и перестанете бояться высказывать свое мнение в неформальной обстановке. Если вы осмелитесь высказать свое мнение даже по ограниченному кругу вопросов, то очень скоро сможете сами искать возможности для завязывания разговора. Произойдет чудо — ваши горизонты расширятся, ваша жизнь обретет новый смысл.

Домашние хозяйки, чьи интересы несколько ограниченны, с восторгом пишут мне о том, как изменилась их жизнь, после того как они стали применять рекомендации по эффективному общению в повседневной жизни. «Я поняла, что уверенность в себе позволяет мне эффективнее исполнять свои социальные функции, — рассказала на одном из наших семинаров миссис Р. Д. Харт. — Я начала проявлять интерес к текущим событиям. Вместо того, чтобы избегать общей беседы, я теперь с энтузиазмом включаюсь в разговор и не боюсь высказать собственное мнение. Все, что я делаю, дает мне пищу для беседы. У меня появилось множество новых друзей и занятий».

Для меня нет ничего нового в восторженных словах миссис Харт. Как только механизм интереса к обучению и применению полученных знаний на практике запущен, он начинает работать сам по себе. Человек оказывается вовлеченным в совершенно новые для себя занятия и функции. Каждое новое достижение стимулирует его продвигаться вперед. Человек ощущает себя реализовавшимся, а ведь он всего лишь применил в своей повседневной жизни то, чему научился из книги или на семинаре.

Хотя профессиональными педагогами являются, лишь некоторые из нас, нам всем приходится постоянно пользоваться речью, чтобы передать информацию. Родители учат детей, соседи делятся опытом по разведению роз, туристы обмениваются мнением о том, какой маршрут лучше выбрать, — мы постоянно попадаем в ситуации, когда должны говорить, говорить и говорить. Эти ситуации требуют ясности и связности мыслей, живости и образности выражения. То, о чем мы с вами говорили в главе 8, имея в виду информативные выступления, совершенно справедливо и для жизненных ситуаций.