Опытный коммерсант всегда, в любое время дня, должен мнить о том, как он выглядит, и быть на высоте, скажем, да он сворачивает к стоянке перед своим магазином. Будущий покупатель может видеть его, поэтому даже тип и вид машины коммерсанта имеет значение. Автомашина в плохом состоянии, неухоженная (с вмятинами, ржавыми пятнами) явно свидетельствует о финансовом положении владельца. С другой стороны, спортивный автомобиль обидит некоторых покупателей, они могут решить, что хозяин -плейбой. Многие выгодные сделки срывались, когда покупатели видели, что хозяин ездит на машине иностранного производства. Когда наступают тяжелые времена и лозунг Покупайте американское» поддерживается всеми гражданами-патриотами, импортная машина может вызвать гнев у клиента, и он обратится за покупками к вашему конкуренту.
Я знаю один случай, когда торговец изделиями сталелитейной промышленности предложил своему клиенту вместе позавтракать после заключения крупной сделки.
Торговец настаивал:
— Будьте моим гостем, поедем в моей новой машине. Я приглашаю вас в свой клуб.
Но когда клиент увидел машину иностранного производства, он возмутился:
— Я не только отказываюсь завтракать с вами, но отменяю и свой заказ. Причем немедленно! Я не желаю иметь дело с людьми, приобретающими иностранные автомашины!
Контракт на поставку товара был расторгнут, торговец ничего не мог поделать, чтобы заставить покупателя изменить мнение. Ну, это, конечно, крайность, однако и о таких последствиях коммерсант не должен забывать.
Другой пример касается типа автомобиля, которым пользовался один из преуспевающих торговцев энциклопедиями. Он разъезжал в роллс-ройсе с шофером по городу Рай, штат Нью-Йорк. Торговец попросил шофера подъехать к дому покупателя. У дверей он позвонил и сказал отворившей дверь хозяйке, что менеджер компании хотел бы поговорить с ней об энциклопедиях. Если бы он не переусердствовал в своей игре, если бы он сам водил автомобиль средней стоимости, то произвел бы совсем иное, более доброжелательное впечатление. Возможно, он показался неискренним человеком, но тут не лишнее вспомнить предыдущую главу об артистизме.
Естественно, я вовсе не предлагаю, что вам непременно надо ездить в дорогой машине, чтобы иметь успех у покупателя, главное состоит в том, что даже ваш автомобиль может иметь значение.