Эта мысль уже давно стала его посещать. Но в последнее время она прочно засела в его голове.
«Все, хватит, — решил он. — Сколько еще можно горбатиться на других? Вон учредители: открыли фирму, наняли народ и в ус не дуют. Машины покупают, отдыхать ездят за границу, делают, что хотят. А я что, хуже? Не боги горшки обжигают. Чем заняться? Что-нибудь придумаем. Серега, например, квартиры начал ремонтировать, бывший сослуживец — в коттеджах водоснабжение налаживает, сосед по дому — ларек открыл. Да что тут рассуждать — было бы желание, а дело всегда найдется».
Так рассуждал будущий предприниматель, уже принявший решение, что он будет открывать собственное дело. И что самое интересное — думал он в основном о плюсах и успехах.
Минусы иногда тоже мелькали, но как-то уж мимолетно. И то под воздействием чьих-то разговоров. Серега, например, набрав заказы на ремонт квартир и ни на что не годных рабочих, еле ноги унес от разъяренных заказчиков. Дальний родственник — лишился машины. Магазин, что рядом с домом, закрывался уже три раза и каждый раз торгует чем-то новым.
«У меня все будет по-другому, — подумал он. — А что до родных и знакомых — так их послушаешь и вообще никакой бизнес открывать не захочется».
В этом он был прав. Родные и знакомые могут кого угодно отговорить. Правда и то, что когда человек принимает какое-нибудь решение, то отговорить его очень трудно. В особенности, если он и не спрашивает совета. Остановить его могут только обстоятельства, при которых дальше идти просто некуда. Но обстоятельства эти возникнут только в конце пути. В начале пути он и не подозревал о нашей.
По данным интернет-опросов, опубликованным в газете «Аргументы и факты» летом 2002 года, среди современной российской молодежи 32% хотели стать бизнесменами.
Что движет людьми, открывающими собственное дело?
Одну причину мы уже выяснили — это желание стать материально обеспеченным, работая на себя. Это — очень понятная и логичная причина. Работая на других за зарплату практически невозможно стать финансово независимым и, тем более, состоятельным. Отметим также, что создание своего собственного рабочего места для многих людей представляется единственным способом заработать приличные в их понимании деньги. Успешные предприниматели могут зарабатывать больше, чем менеджеры крупных компаний.
Для многих людей бизнес — это способ выразить свою личность. Однако и в этом случае мы приходим к деньгам, потому что мера успеха в бизнесе — это финансовая стабильность или благополучие предприятия и его владельца.
Среди прочих называются самые разные мотивы. Это может быть острое желание избавиться от опостылевшего начальника или стремление человека самому определять свою судьбу и быть в этом смысле независимым.
Как не коробит «загадочную русскую душу» от этих слов, бизнес — это способ делать деньги. По определению. Для того чтобы оставить свое имя в памяти потомков, сделать что-то необыкновенное или помочь обездоленным и инвалидам, существует масса других, более эффективных способов. Например, можно создать некоммерческое предприятие, фонд, можно договориться с муниципалитетом или стать миссионером. Во всяком случае, неразумно для этих целей организовывать бизнес и попадать под максимальное налогообложение, если в других вариантах можно даже получить льготы.
Если мы не хотим себя обманывать и не считаем слово «деньги» грязным понятием, то придем к заключению, что за всеми разнообразными причинами все-таки стоят деньги. Потому что еще никто из открывающих свой бизнес не сказал, что хочет заниматься им бесплатно.
Есть и еще одна веская причина, о которой знают опытные люди.
Считается, что капитал работает хорошо, если он приносит владельцу доход не менее 20% годовых. Даже российские банки не дают таких процентов по вкладам. Если наша экономика будет успешно развиваться, то в скором времени у нас будет так же, как на Западе — и 5% не получишь. Деньги, вложенные в успешный малый бизнес, могут приносить и больше 20% годовых. Это тоже особенность малого бизнеса: риск неудачи велик, зато и доходность выше, чем в крупном бизнесе. Хотя нужно признать, что некоторые предприниматели могли бы заработать больше, работая на других.
Кроме того, привлекательная сторона малого бизнеса состоит в том, что он требует сравнительно небольших вложений первоначального капитала, а с течением времени, по мере развития, он активно создает капитал для своего владельца. Некоторым предпринимателям удается начать бизнес вообще без всякого начального капитала.
Каждому ясно, что небольшой магазин на бойком месте может быть продан. Не каждому ясно, что он может быть продан за цену, значительно превышающую стоимость помещения, которое он занимает. Это и есть стоимость данного бизнеса, которым обладает владелец магазина.
Малый бизнес, безусловно, может решить многие проблемы, если он успешен. (А кто же из нас хочет создать неуспешный бизнес?). В то же время он требует от предпринимателя определенных жертв. О восьмичасовом рабочем дне приходится забыть, о выходных днях — тоже. Работа на пределе сил: чем больше хочешь заработать, тем больше приходится работать.
Свободы малый бизнес не дает. Ее дают только большие деньги. Но он может дать некоторую независимость, финансовую защищенность и даже достаток. Не будем забывать, что многие крупные корпорации тоже были когда-то малым бизнесом.
Наконец, малый бизнес — необыкновенно интересное занятие, от которого очень трудно отказаться, если только человек не нашел себе чего-нибудь еще более интересного. Это — игра для взрослых, где все по-настоящему. Важно научиться в нее играть и не заиграться.