Естественный вопрос, который должен задать себе будущий предприниматель, следующий: «А каковы шансы на успех у нового предприятия?»
К сожалению, вопрос этот задают себе только потрепанные жизнью бизнесмены. Новички, не отягощенные опытом и знаниями, действуют по совершенно иному принципу. По Горькому: «Безумству храбрых поем мы песню!» Храбрых хватает.
А дело в действительности обстоит совсем не просто. Так, например, в США покупателю предлагается около 1 млн. товарных единиц, а для удовлетворения 80-85% его потребности требуется всего около 150.
За покупателя ведется отчаянная борьба.
Оглядитесь в среднем или крупном городе вокруг — вас окружает бизнес: магазины, киоски, мастерские, парикмахерские, отделения банков, такси, автосервис, ремонт бытовой техники, турагентства, кафе, рестораны и многое другое. В это время во многих помещениях, включая подвалы, кипит работа. Люди разговаривают по телефону, работают на компьютерах, что-то продают, кому-то оказывают услуги.
Ко всем этим предприятиям в России добавляется ежегодно около 200 тыс., а в США — около 600 тыс. Какое будущее у этих предприятий?
В мире бизнеса, так же как и в природе, происходит жесточайший отбор. Выживают сильнейшие. Те, кто родился сильным, и те, кто сделал себя сильным.
В литературе часто встречается мнение, что в первые пять лет погибают около 80% всех созданных предприятий, а в следующие пять лет
погибают около 80% из выживших. Таким образом, к 10-летнему рубежу приходят лишь около 4% созданных фирм.
Однако мы воспользуемся другими, не столь устрашающими цифрами. Многолетние наблюдения американской фирмы «Dun & Bradstreet» показывают, что в США только половина из 600 тыс. новых предприятий доживает до 18 месяцев и только 20% доживает до 10 лет. Для большей наглядности изобразим эту тенденцию на графике.
Эта статистика относится к стране со стабильной экономикой и с вековыми традициями предпринимательства. Если же экономика переживает постоянные потрясения, а с предпринимательством борется вся страна, то ситуация может быть и гораздо хуже.
В России пока еще нет аналогичной статистики и мы не знаем, сколько предприятий выживает и сколько погибает в течение 10 лет. Кроме того, в России намного слабее конкуренция, потому что предприятий пока еще очень мало, и это тоже может сказаться на их выживании.
Однако приведенная для США статистика очень полезна, так как она формируют отчетливую тенденцию, которая позволяет сделать важные выводы.
А что происходит с теми, кто перевалил 10-летний рубеж? Они сделали заявку на долголетие, которого им никто не гарантирует. Кто помнит сейчас такую марку автомобилей, как «Студебеккер»? Некогда процветающая фирма «Дуглас» превратилась в «Макдонелл-Дуглас». Кто сейчас летает на самолетах авиакомпании «Пан-американ»? Что будет с компанией «Энрон»? Этот список можно и продолжить. Он не такой уж большой, потому что речь идет о гигантах, о которых пишут в газетах и которые у всех на слуху. Никому не известных фирм погибает гораздо больше.
Период за пределами 10 лет может быть очень продолжительным, но количество закрывающихся предприятий, судя по всему, очень невелико по сравнению с первыми периодами. Похоже на то, что если не происходит чего-то экстраординарного, то предпринимателю нужно сильно потрудиться, чтобы его бизнес погиб после десяти лет жизни.
И так повторяется из года в год. Сотни тысяч отчаянных голов бросаются в бурный поток бизнеса, даже не подозревая о том, что для подавляющего большинства нет никакой надежды выплыть, потому что они не только не представляют себе, что ждет их впереди, но даже ни на минуту не задумываются об этом. В тяжелой борьбе они теряют бизнес, работу, деньги, иногда квартиру, машину и здоровье. Некоторые из них, отдышавшись и придя в себя, вновь подходят к берегу, но действуют гораздо более осмотрительно, чем раньше, и их шансы выплыть значительно повышаются. Но на берегу их подпирают новые многие тысячи отчаянных голов, готовых броситься в бизнес опять же безо всякой надежды выплыть. И так, похоже, без конца.
Плохо это или хорошо? Ни то, ни другое. Так есть и так будет.
Именно благодаря одержимости и безграничной вере в свою идею родились автомобили марки «Форд» и замечательные фильмы Диснея. Там тоже были падения, но люди вставали и вновь принимались за дело. Генри Форд дважды терял бизнес, пока в 40 лет не создал всемирно известную автомобильную компанию. Мы знаем, что никто, кроме создателей, не верил в будущее портативного магнитофона «Walkman» и клейкой ленты «Скотч», которые теперь заполонили весь мир, и люди выражают им свою признательность.
Многие будут пользоваться своим законным правом создать себе рабочее место и стать «сам себе начальником». И многие из тех, кто попробовал себя в малом бизнесе, даже не помышляют о том, чтобы устроиться к кому-нибудь на работу за очень хорошую зарплату, хотя их бизнес идет совсем непросто и приносит им гораздо меньший доход.
А что можно ожидать в России? У нас нет оснований полагать, что в обозримом будущем в России ситуация улучшится, если только количество вновь регистрируемых предприятий не будет сильно сокращаться.
Поэтому мы можем сказать, что в самом лучшем случае до 10-летнего возраста доживет в несколько раз меньше предприятий, чем будет зарегистрировано. Если, конечно, не произойдет очередного дефолта, после которого предприятия закрываются в гораздо больших количествах.
В дальнейшем мы будем называть группу удачливых предпринимателей, бизнес которых дожил до 10 лет, «Клубом Победителей», потому что эти люди вне всякого сомнения таковыми и являются.
Обратимся к причинам, по которым малые предприятия терпят неудачу.
Не верьте, когда вам говорят, что бизнес погиб потому, что не повезло, что неудачно сложились внешние обстоятельства или кто-то кого-то обманул. Такое случается, но почти всегда «братская могила» под
названием «80%» вырыта самими предпринимателями и лопатой им служат собственные ошибки.
Главной причиной обычно называется плохое управление.
Данные уже упоминавшейся фирмы «Dun & Bradstreet» свидетельствуют о том, что в 44% случаев причиной неудач является некомпетентность (неспособность вести дело) предпринимателей, в 32% — отсутствие или недостаток опыта в управлении до начала своего дела, а также в производстве данной продукции или услуги и в 16% случаев — недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и др.
А вот две другие цифры дают важную информацию для размышления. 32% потерпевших неудачу предпринимателей были компетентны и способны вести бизнес, но оказались к этому не готовы. Кроме того, не менее 16% потерпевших не смогли адекватно реагировать на проблемы, т. е. не приобрели необходимых опыта и знаний, уже осуществляя руководство бизнесом.
Тенденция, представленная на рис. 5.1, и приведенная статистика относительно причин неудач наводит нас на следующую мысль. Самые большие потери (участок 1) бизнес несет потому, что предприниматель, с одной стороны, сам оказался не готовым к предпринимательской деятельности и, с другой стороны, не сумел подготовить свой будущий бизнес.
Необходимым условием успеха в малом бизнесе является период до открытия бизнеса, в течение которого предприниматель готовит себя к бизнесу и занимается подготовкой самого бизнеса. Это — период инвестирования времени (и, возможно, денег) в себя и свой будущий бизнес. Он может включать учебу в школе, в университете, работу в фирме, учебу на семинарах по предпринимательству или на краткосрочных курсах по менеджменту и др.
В этот же период будущему предпринимателю нужно создать виртуальную модель своего будущего бизнеса и изучить ее.
Всю эту работу предпринимателю все равно придется делать. Но если ее начать, что многие и делают, уже после открытия, то у бизнеса практически нет никаких шансов выжить.
Неповторимость малого бизнеса порождает его замкнутость: предприниматель, как правило, варится в собственном соку. Он захвачен своей идеей, товаром или услугой. Он искренне убежден, что только он может и знает, как все это реализовать, и никто этому, естественно, его научить не может. И он решительно принимается за дело.
Слово «прибыль» он, конечно же, слышал. Но что это такое и как ее рассчитать, он не знает. Ему это и не надо было знать, потому что еще
вчера он был специалистом и работал в фирме по найму. От своего опытного друга он узнал, что чем больше прибыль, тем больше будет налог. Поэтому бухгалтер получает указание: прибыль всегда должна быть минимальной. Вопрос с прибылью закрыт.
Что касается экономики бизнеса, то ему тоже заниматься не приходилось, как, впрочем, и вопросами управления. Можно сказать, что, начиная свой бизнес, он не слишком задумывался над этими очень серьезными проблемами и они для него не существовали.
Неподготовленность предпринимателя в вопросах экономики, управления финансами и бизнесом является самой общей чертой малого бизнеса. Это не его недостаток, а его особенность, вполне объяснимая и логичная, когда вчерашний специалист и наемный работник становится предпринимателем и принимает на себя руководство собственным бизнесом.
Это совершенно разные виды деятельности, требующие совершенно различного мышления. Беда заключается в том, что, переключаясь на новый вид деятельности, предприниматель сохраняет неизменным свое прежнее мышление. В этом заключена причина многих будущих неудач. Но как только предприниматель осознает необходимость изменять свое мышление, он начинает принимать решения в интересах своего бизнеса.
Я полагаю, что основные причины неудач в бизнесе заключены в самом предпринимателе. Впрочем, было бы неверным отвергать и внешние факторы. К ним я в первую очередь отношу конкуренцию. За исключением Москвы и некоторых крупных городов и за исключением оптовой и розничной торговли и, вероятно, ремонтно-строительных работ, конкуренция в России очень низка, потому что предприятий малого бизнеса у нас еще очень мало. Этот факт говорит о том, что сейчас малому предприятию намного проще добиться успеха, чем в будущем, когда конкуренция будет становиться все сильнее.
В основном, успех предпринимателя зависит от того, насколько он сам окажется способным преодолеть причины неудач.
В заключение приведем слова Уинстона Черчилля: «Успех — это способность идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Потеря бизнеса — это всегда драма. Но опыт всех людей, добившихся богатства своими силами, показывает, что каждый из них потерял по крайней мере один бизнес, а порою и два, и три, прежде чем стать богатым.
Теперь, кажется, все встает на свои места. Потеря бизнеса не должна считаться катастрофой. Более того, это может быть и важным условием действительно большого успеха. Те 80% досрочно закрывшихся предприятий никакой «братской могилой», конечно же, не являются. Мы будем называть их Банком Опыта и Знаний, сокращенно БОЗ, в котором каждый из потерпевших открывает свой счет. Так что можно считать, что предприниматель, открывший счет в этом банке, сделал свой первый шаг к богатству.