В предыдущей части мы рассмотрели вопросы подготовки человека к предпринимательской деятельности. Это — первый и необходимый шаг к будущему успеху.
Конечно, совершенствование предпринимателя не может ограничиваться каким-то отдельным периодом. Оно будет продолжаться все время, пока человек занимается предпринимательством, потому что по мере развития бизнеса перед ним будут вставать все новые проблемы, которые он научится решать и вместе с этим будет расти.
Однако великие дела будут совершаться в том случае, если человек разовьет в себе навыки предпринимательского мышления. Освоение этих навыков позволяет предпринимателю быть готовым к любому бизнесу, которым он решит заняться.
Жизнь показывает, что со временем возможности и интересы предпринимателя меняются. На смену одной реализованной идее приходят другие, еще более привлекательные. Мы знаем много случаев, когда предприниматель создает несколько предприятий, действующих в совершенно разных областях. Это свидетельствует о том, что предпринимательское мышление представляет собой фундамент, на котором могут быть построены разные здания.
Для того чтобы построить здание, которое будет выдерживать удары стихии и наилучшим образом отвечать своему назначению, необходимо уметь его проектировать и возводить. Иными словами, чтобы бизнес был успешным, предпринимателю нужно уметь создавать условия для успеха своего бизнеса.
Никакой начальный капитал и предпринимательские способности не спасут бизнес, при организации которого допущены возможности краха. Вероятнее всего, крах и произойдет, причем в тот момент, когда, казалось бы, ничто этого не предвещает. Он может обернуться бедой не только для предпринимателя, но и для многих людей, которые связаны с ним в бизнесе и в личной жизни.
Начинающие предприниматели часто не придают значения многочисленным «мелочам» при организации бизнеса. Они уверены, что самое главное и трудное — это зарегистрировать бизнес. Дальше все проще — там успех и, как следствие, деньги. И ссылаются на авторитеты, например, Наполеона, который считал, что главное — это ввязаться в бой. В том-то и дело, что так рассуждать мог именно Наполеон, который по части боя был гением и знал об этом больше всех. Такую линию поведения могут позволить себе только очень подготовленные люди.
Тот, кто начинает свой первый бизнес, в большинстве случаев не отягощен гениальностью, опытом и знаниями Наполеона. Из части 1 мы знаем, что, по крайней мере, в половине случаев предприниматель теряет бизнес прежде, чем успевает совершить спасительный маневр.
Подготовка нового бизнеса до его открытия — очень важный этап создания успешного дела. Это еще один период инвестирования времени предпринимателя, но уже в будущий бизнес. Именно инвестирования, потому что такую подготовку невозможно купить. Можно купить типовые учредительные документы, можно купить типовой бизнес-план, но от таких покупок будет мало толку. Ведь предприниматель создает не типовой, а очень даже индивидуальный бизнес. Потому и все остальное требует индивидуальной подготовки.
Процесс подготовки можно ускорить, если воспользоваться услугами Наставника или Консультантов. Время, необходимое на подготовку бизнеса, может быть разным в различных случаях. Однако ясно одно: если бизнес не подготовлен, то с его открытием лучше не спешить. Бояться того, что вашу идею кто-то реализует раньше вас, вряд ли стоит. Ведь это ваша личная идея. Если же идея носится в воздухе, то нужно серьезно задуматься над тем, стоит ли за нее вообще браться. Похоже, что в этом случае вас ожидает такая сильная конкуренция, что ввязаться в нее можно пожелать только своему врагу.
В части 3 мы рассмотрим некоторые вопросы, которые нужно решить до открытия бизнеса, потому что решать их потом будет уже поздно. Болезнь всегда легче предупредить, чем вылечить.
При подготовке бизнеса, а впрочем, и при управлении им очень важно руководствоваться здравым смыслом. В малом бизнесе это, пожалуй, самый эффективный способ принятия решений.