Два основных подхода к принятию решений связаны с Х- и Y-теориями, разработанными Мак-Гре-гором.
- Авторитарный тюдход. Руководитель единолично принимает решения и "спускает" их вниз для выполнения.
- Демократичный подход. Руководитель делит ответственность за принятие решений со своими подчиненными.
Между этими двумя крайностями — большой выбор методов принятия решений. Руководитель может отдать решение "на откуп" остальным членам команды или посоветоваться с ними, прежде чем принять окончательное решение. Вклад команды может быть любым: от практической стереотипной идеи до широкой дискуссии, в ходе которой становится ясно, все ли члены команды поддерживают данное предложение.
В нижеприведенный список включены используемые руководителями методы принятия решений. Он основан на результатах исследований, проведенных Теннбаумом и Шмидтом и опубликованных в Harvard Business Review (11973). Рассматриваются различные стили руководства: от авторитарного до демократичного. Они предполагают различные варианты действий, которые зависят от стецени авторитарности и возможностей, предоставляемых подчиненным для участия в принятии решений.
- Руководитель единолично принимает решения и доводит их до сведения остальных. s
- Руководитель передает команде цраво принимать решение.
- Руководитель предлагает идею и ожидает вопросов.
- Руководитель выносит вариант решения на обсуждение.
- Руководитель излагает проблему, выслушивает мнения сотрудников, а затем принимает решение.
- Руководитель ставит ограничительные условия^ и просит группу принять решение.
- Руководитель предлагает команде принять решение, исходя из предварительных условий.
- Руководитель дает команде полную свободу действий.
Какой бы подход вы ни избрали, вам всегда придется задуматься, будет ли решение приемлемым для всех. Даже если вы предпочитаете авторитарный подход, вам все равно придется представлять ваши идеи коллективу и убеждать всех в их ценности. Если вам это не удастся, вы можете не пояучитй л?ейаейой поддержки.
Выбор правильного подхода
Несмотря на то, что в этой книге отдается предпочтение цкорее демократичному стилю, нежели авторитарному, нельзя не учитывать, что и тот и другой должны иметь место, если вы хотите, чтобы ваши решения были эффективными. Основной составляющей в искусстве управления является умение в каждом конкретном случае выбрать подходящий стиль. Правильным подходом может оказаться как демократичный, с открытым обсуждением, так и авторитарный и, конечно, любой из промежуточных вариантов.
Необходимо отметить, что у двух крайних подходов есть свои плюсы и минусы.
- Руководители, предпочитающие авторитарный стиль, принимают решения быстро и оставляют членам своей команды время для выполнения других заданий. Однако они не используют целиком все возможности коллектива, и его члены могут не чувствовать всей полноты ответственности за возложенное на них выполнение решений.
- Руководители, которые выбирают демократичный стиль, поощряют в подчиненных чувство ответственности за решения и дают почувствовать каждому значимость его собственного вклада в выработку идей.
Но демократичный путь зачастую громоздок и медлителен.
Ввиду важности взаимодействия внутри команды, вам следует поощрять и инициировать свободное
обсуждение широкого круга рабочих проблем. С другой стороны, количество лиц, привлекаемых к обсуждению, будет зависеть от существа обсуждаемой проблемы. Есть вопросы, общее обсуждение которых неуместно, например касающиеся дисциплины или необходимости утвердить ваш личный авторитет или мнение.
В действительности маловероятно, что вы будете придерживаться одного стиля принятий решений. Скорее всего, вы будете использовать различные подходы.
Нет "правильных" или "неправильных" стилей в принятии решений — есть только такие, которые способны или не способны воодушевить людей и заставить их ответственно отнестись к делу. Главное — вы должны сознавать, что выбранный вами метод соответствует поставленной задаче и подходит как команде в целом, так и каждому ее члену.