США со своим самым высоким в мире валовым национальным продуктом обеспечивает более 20% мирового объема производства, 80% приходятся на остальной мир. Казалось бы, все рынки заполнены, все товары производятся, все услуги оказываются. Однако для предпринимателя с уникальной продукцией, необычной торговой линией товара и совершенно необходимыми услугами, пользующимися внутренним и международным спросом, было бы глупо не использовать свою родину и остальную часть мира для внедрения своей продукции. Это относится ко всем предпринимателям, в том числе и к вам.
- Будьте конкурентоспособны на мировом рынке. Ваши потребители и поставщики, независимо от того, как далеко они от вас находятся, могут оказаться рядом с вами (как «ближайший телефон-автомат»).
Например, возможно, вам легче окажется продвинуть свою продукцию (товар, услуги) в Китае или Австралии, чем в Киеве, Херсоне, Конотопе или Жмеринке! Конкурируйте в мировом масштабе. Ваши клиенты и поставщики всегда будут рядом с вами. - Занимаясь бизнесом за рубежом, вы являетесь гостем другой страны. Никогда не забывайте об этом.
- Никогда не думайте, что бизнес в другой стране осуществляется таким же образом, как и у вас на родине и что в чужой стране у вас все пойдет так же гладко, как и у себя дома.
- Изучайте историю и культуру той страны, где вы собираетесь осуществлять свой бизнес. Вам будет легче понимать их обычаи и нравы.
- Знайте, что вы будете по-другому проводить время за рубежом (в чужой стране) и что в новой для вас стране время течет совершенно по-другому.
- Никогда не торопите вашего потребителя принять окончательное решение только для того, чтобы успеть на ваш авиарейс домой.
- Если ваш партнер за рубежом говорит или пытается говорить на вашем родном языке, всегда хвалите его. Исправляйте его ошибки только по его собственной просьбе.
- Свободное знание каким-либо человеком языка той страны, где вы собираетесь вести свой бизнес, не дает основания предположить, что он (этот человек) автоматически подходит для работы в той стране в вашем предприятии (вашей компании, фирме). Так же, как и знание иностранного языка не означает, что человек сможет выполнять за рубежом ту работу, которую он не в состоянии выполнять в своей стране.
- Перед тем как принять решение об открытии бизнеса в другой стране, хорошенько изучите ее законы, порядки и традиции.
- Перед своим первым визитом в зарубежную страну выучите от 20 до 50 ключевых слов и выражений, а также цифр. Начните с таких слов, как: «здравствуйте», «чем могу вам помочь?», «пожалуйста», «спасибо», «заходите еще» и «до свидания».
- Никогда не критикуйте политику, социальные и сексуальные нравы, мораль или что-либо другое той зарубежной страны, в которой вы собираетесь вести свою предпринимательскую деятельность и гражданства которой не имеете.
- Наблюдайте за тем, как местное население здоровается, за их манерами общения и делайте так же, если даже это вам кажется странным, неуклюжим или смешным.
- Например, в Латинской Америке люди могут отказаться вести с вами дела, если вы будете слишком серьезны. А в Таиланде не принято критиковать буддизм и руководство страны. Так что сбавьте обороты и расслабьтесь, будьте более веселы, ведите себя непринужденно и неторопливо. Не напирайте и не давите на собеседника.
- В Азии необходимо понимать, когда фраза «может быть» однозначно означает «нет».
- Не все, что говорится, имеет значение. Старайтесь выкристаллизовать, что действительно говорят, а точнее - что имеют в виду ваши зарубежные партнеры. В беседе выделяйте главное!
- Хорошее чувство юмора всегда к месту, но некоторые шутки - нет (не годятся).
- Во время презентаций за границей используйте визуальные средства рекламы. Один плакат может оказаться ценнее тысячи слов, тем более если вы их не знаете.
- За рубежом избегайте консультантов, заявляющих, что у них есть прекрасные связи в верхних эшелонах власти.
- Старайтесь говорить на языке той страны, где вы ведете свои дела, даже если это у вас не очень хорошо получается. Делая так, вы даете понять окружающим, что понимаете, как тяжело им говорить с вами на вашем родном языке.
- Местные работники будут заявлять вам, что только они в их стране могут быть наилучшими сотрудниками вашего предприятия. Не верьте этому (не покупайтесь на их байки!).
- Когда вы открываете офис за границей, привезите с собой своего бухгалтера, но наймите для своего предприятия местного поверенного (адвоката, юриста).
- Некоторые зарубежные директора-распорядители (исполнительные директора, главные менеджеры) думают, что они управляют своим собственным предприятием, используя ваши капитал и «ноу-хау». Будьте бдительны: эта ситуация может быть полезной для вашего предприятия, однако, на всякий случай, подстрахуйтесь.
- Будьте особенно осторожны при выборе иностранных партнеров для совместного предприятия. Ошибка может стоить вам очень дорого. Тем более что ее будет невероятно трудно исправить.
- Наберите в свой новый офис за границей временный штат из зарубежных и местных профессионалов. Не берите к себе людей, которые расценивают свое место в компании, как оплачиваемый отдых за границей.
- Возвращайте часть своей внешней, зарубежной прибыли в свой зарубежный бизнес для его дальнейшего развития и процветания (роста) - оставляйте часть заработанных капиталов в той стране, где вы ведете бизнес, инвестируя ее в свое же предприятие. Это хорошо по нескольким причинам: во-первых, способствует укреплению вашего бизнеса; во-вторых, создает в зарубежной стране положительное общественное мнение о вас и вашем предприятии; в-третьих, способствует налаживанию отличных отношений в деловом мире этой страны и установлению полезных связей.