Истязавший до 91-го барабаны в составе экстремальных Napalm Death англичанин Mike Harris не предполагал, что его детище Scorn станет одним из ключевых проектов в истории ambient dub. Он просто делал музыку, определение которой родилось через годы после выхода его первого альбома. По сей день говорить о каких-то четких Scorn-рамках не приходится: тут и industrial и experimental, и trip-hop и dubstep. Киловатты баса и физически осязаемая медитативность - этот человек не выносит суеты.
Что заставило тебя, барабанщика Napalm Death, кардинально изменить свою музыку, отказаться от напора и агрессии и заняться тем, что можно описать только словом Scorn?
Napalm Death - это огромная глава в моей жизни, я очень горжусь тем, что работал с этими парнями. Удивительное, очень живое время, о котором я вспоминаю с большим удовольствием... Как раз тогда, в начале 90-х, я познакомился с Джоном Пилом (John Peel), человеком, который открыл мне глаза на музыку. Dub, experimental, industrial, разнообразный indie stuff - знакомством с этой музыкой я обязан именно Джону. Мне всегда были интересны экстремальные аудиоформы. Так вот, когда я познакомился с «напалмами», они были никому неизвестной группой, но это было абсолютно неважно, нас объединил общий подход к музыке. Они хотели играть побыстрее, играть экстремально быстро - а я как раз любил барабанить что есть духу! В общем, мы нашли друг друга и пути назад уже не было. Также как не было границ, рамок и законов. В то время мы были настоящими панками... особенно я.Это была эпоха настоящей pure energy, мы просто исходили огнем. Но, к сожалению, все имеет свой конец - напалм подостыл, а я уже не мог продолжать в том же духе. Я не мог писать это, не мог играть это. Потому и был создан Scorn - проект, бросивший вызов Napalm Death, его антипод. Настолько же экстремальный, он оперировал абсолютно другими формами, использовал иные частоты и динамику. Он стал тем, что удовлетворило сидящего во мне ребенка, дало ему новую жизнь.
Насколько я знаю, в 95-м ты попал в аварию, а спустя некоторое время появился один из твоих самых мрачных и замечательных альбомов Logghi Barogghi. Была ли какая-то взаимосвязь между этими событиями?
Нет же, Logghi Barogghi породила совсем другая катастрофа. Дело в том, что долгое время я выпускался на английском лейбле Earache, но эти парни, они только мешали мне. Никакой поддержки Scorn, одна сплошная бюрократия. В общем, я решил с этим завязать и с ними распрощаться. Но как оказалось, что по контракту я должен был записать им еще один альбом. Сказано - сделано. Я засел в своей студии и за три ночи сделал Logghi Barogghi - самый минималистичный, самый выхолощенный альбом из всех, что когда-либо делал Scorn. Это был своего рода вопрос - «Можно ли сделать за это время то, что будут слушать?» Естественно, после этого наши отношения с Earache прекратились. Я не получил за этот альбом ни единого пенни.
Используешь ли ты живые барабаны в записях Scorn?
О нет, я уже давно не играю на барабанах - это так утомительно. Все эти тарелки, цимбалы... нужно быть в отличной физической форме, чтобы хорошо с ними управляться. В свое время барабанная установка помогла мне раскрыться, но техничность в обращении с ней - это не мое. Мне больше по душе электронный саунд, мне нравится манипулировать звуками, проникать в их природу.
Что думаешь о всем этом хайпе вокруг dubstep'a?
Я не хочу причислять себя к людям его создающим, не хочу быть вовлеченным в эти рамки.
как по мне, в этой музыке нет абсолютно ничего нового, ее популярность во многом искусственна. это просто мода, как та, что сопровождает минимал.Конечно, в любом стиле есть отличные треки, но раскопать их в куче дерьма - это непростая задача.
Ты заядлый рыбак, никогда не подумывал записать альбом для рыбалки?
Да нет, я просто никогда не слушаю музыку во время рыбалки. Она - это единственный способ избежать контакта с миром. Мне необходимо место, где я мог бы спрятаться от депрессий, от этого города, в котором я застрял, я его ненавижу - Бирмингем ужасно кислое место, так и хочется сесть в megamonster бульдользер и проведя за его рулем неделю, сравнять этот сраный город с землей. Рыбалка помогает мне смириться с реальностью, позволяет смотреть на нее со стороны. Это дает возможность рождаться новым идеям, продолжать свой путь. В моей жизни был период, когда я не видел смысла что-либо продолжать, у меня была масса проблем и ни одного решения. Мне был необходим перерыв. Так продолжалось четыре года, я был практически уверен в том, что уже никогда не вернусь к созданию музыки. Но чем больше я рыбачил, тем легче воспринимался мир - и я смог вернуться к нему, смог снова слышать музыку.
Думаю, у тебя есть свое представление о ценностях этого мира, чтобы ты назвал самым важным?
У меня двое детей - сыну 16 и дочери 10, растить их - это очень сложная и очень важная задача. Это то, чему я посвятил всю свою настоящую жизнь. Я должен зарабатывать деньги чтобы содержать семью, должен дарить ей тепло. Они это то, что поддерживает во мне жизнь, то, что заставляет меня улыбаться и я очень хочу, чтобы они нашли свой путь и выросли хорошими людьми,я не хотел бы, чтоб они последовали моему примеру, я не допущу этого. почему? я несчастлив.
У меня нет образования - я сам в этом виноват, и это не единственная моя ошибка. Знаешь, возраст - это вещь, которая заставляет задуматься, но думать над этим можно по-разному. Мне сейчас 40 и я чувствую себя довольно старым, но разве могу я спорить с моим пятидесятилетний приятелем, который утверждает обратное?