Необходимо иметь площадь трех назначений:
- место для работы;
- кабинет для приема клиентов (если он нужен);
- склад для хранения сырья и приспособлений. Рассмотрим каждый из них по порядку.
Рабочее место. Даже самое небольшое предприятие должно иметь какую-то документацию. Возможно на самом начальном этапе, удастся обойтись даже одной полкой шкафа для своей картотеки. Однако по мере роста предприятия вам понадобится шкаф или даже помещение для хранения бухгалтерской документации, связанной с налогообложением и т.п. Два или три выдвижных металлических сейфа решат проблему; к тому же их можно легко и недорого приобрести у фирм, торгующих подержанным офисным оборудованием. Как правило, такое оборудование гораздо надежнее изготовленного самостоятельно.
Если для вашего дела нужна мастерская, вы вполне можете создать ее в гараже и выделить место для офиса в уголке. Чем бы вы ни занимались, офис необходим для более эффективного использования имеющейся площади. Если вам действительно удалось разместить в доме офис, вы вполне можете рассчитывать на налоговые скидки. Некоторые возможные скидки касаются освещения и отопления, износа мебели и коврового покрытия в помещении. А в особых случаях можно потребовать частичного возмещения платы за дом, относящейся к этой площади.
Клиенты. В большинстве домашних предприятий нет необходимости прихода клиентов на дом. Это упрощает дело. Тем не менее, приход клиентов все же предполагается, поэтому для встречи с клиентами нужно определенное пространство в доме, где они не будут сталкиваться с вашими домочадцами. Необходимо также, чтобы вам никто не мешал. Вот почему идеально иметь отдельный офис. Если вам придется использовать для этой цели комнату отдыха или семейную гостиную, то крайне важно, чтобы в ней были чистота, порядок и свежий воздух. Грязная и неприбранная комната, да еще и с неприятными запахами многое скажет клиенту о вас и вашей семье. Это отрицательное отношение перенесется и на деловые связи. Вы можете просто потерять клиентуру. Впечатление от чистого и свежего помещения передается также на вас и, будьте уверены, клиент не забудет рассказать другим, как приятно иметь с вами дело.
Уже упоминалось о необходимости иметь некое подобие указателя направлений, сообщающее клиентам, где находится нужный вход. Это особенно важно, если дверь, используемая в качестве входа в офис, находится сбоку или с другой стороны дома. Не думаю, что кому-то понравится каждый раз выходить к парадной двери и просить клиента пройти к задней двери. Направление движения должно быть четко обозначено.
Если ваш дом имеет номер, убедитесь, что он достаточно заметен, не заслонен деревьями или столбами, чтобы клиент или заказчик мог легко найти дом.
Материалы и приспособления. Проблема складирования материалов в доме здесь уже упоминалась. Гараж, навес для стоянки автомобилей или ангар вполне могут служить в качестве склада. Однако в некоторых случаях места не хватает, и часть материалов, приходится переносить в дом. Это может, снова повторимся, раздражать вашу семью или даже стать причиной пожара. Поэтому, прежде чем принять такое решение, хорошо обдумайте его и постарайтесь использовать под склад как можно меньше жилой площади. Вероятно, существует возможность хранения сырья у поставщиков и доставки его малыми партиями — так, чтобы дом не загромождался штабелями
материала. Существует мнение, что беспорядок вокруг дома — неизбежный спутник малого предприятия, однако я думаю, что немногие люди с этим согласятся.