Сегодня управляющие должны быть оснащены серьезными знаниями в области психологии. Однако это легко сказать.
Психология для управляющих предлагается руководителям различных уровней на многообразных, чаще всего коротких, курсах повышения квалификации. На усвоение ключевых положений психологии, а часто и на лучшее знакомство с самим собой выделяется от двух дней до одной недели. Занимаются ли участники семинаров вопросами мотивации, коммуникации, поведения в конфликтных ситуациях, анализа трансакций — в любом случае они находятся у истоков чрезвычайно глубокой и разноплановой науки. Однако есть опасность, что первый «глоток» могут принять за весь «напиток» или объявят, что все в этом «вине» — истина. В оправдание таких настроений надо сказать, что они поддерживаются организаторами семинаров, преподавателями-тренерами и ожиданиями руководства компаний. Однако не надо обольщаться: разве дипломированный экономист доверил бы психологу, прошедшему пятидневный ускоренный курс обучения основам бухгалтерского учета, составление калькуляции затрат по производству продукции, отвечающей требованиям рынка?
Конечно, этот вопрос и подразумеваемый ответ в значительной степени несправедливы. Психолог привык оперировать множеством взаимосвязей. Вполне вероятно, что это поможет ему понять процессы, происходящие на рынке, и не спутать расхода с себестоимостью, разобраться, что для амортизационных списаний нужна основа, прежде чем их можно использовать для снижения выплачиваемых налогов. И психологу не следует с порога отказывать в определенной крестьянской сметке, которую демонстрировали многие прирожденные предприниматели, не обремененные специальными знаниями и тем не менее заложившие основы известных концернов.
И наоборот, есть управляющие с психологическим чутьем, чей анализ социальных отношений на предприятии производил сильнейшее впечатление на профессиональных психологов.
Какой же все-таки должна быть глубина психологических знаний и навыков управляющих? Если мы последуем за тезисом «полузнание хуже, чем незнание», то любые частичные знания будут от лукавого. И мы увидим на посту управляющего чинушу, обязанного своей карьерой в лучшем случае доморощенному дилетантскому и гротескно-одностороннему «психологическому анализу», шефа, прочно вошедшего в образ отца собственной секретарши, руководителя, азартно ищущего комплекс вины у своих подчиненных. Эти — к сожалению, не выдуманные — «приемы» управляющих заставляют ужаснуться.
И все-таки необходимо понимание хотя бы того, что практически каждый конфликт возникает на деловой почве и (или) вырастает из человеческих взаимоотношений. Отсюда следует — и это входит в «обязательную программу» управляющих,— что решение конфликта не должно ограничиваться деловой сферой, нельзя игнорировать или оставлять в прежнем состоянии эмоциональную сторону конфликта. Мы уже останавливались на том, что эмоциональность в человеке многократно перевешивает его рациональность. Это знание приносит ежегодную многомиллиардную дань, если реклама точно попадает в это «сильно слабое» место человека.
Ушли в историю времена, когда человек свою душу и чувства оставлял в гардеробе перед тем, как идти на рабочее место, когда значение имели только результаты, а о мотивации никто не заговаривал, когда послушание было наивысшей верноподданнической добродетелью. Теперь чувства допускаются, собственное достоинство, потребность безопасности и признания своего места поощряются, соперничество признается. Стресс у всех на устах, об уровне холестерина и адреналина в крови пишут ежедневные газеты. Управлять всеми этими процессами сложно.
Любой психолог объяснит, что в действительности конфликт может быть устранен, когда объяснены наши чувства, когда вскрыты наши глубинные страхи, невротические отклонения в нашем поведении, причины которых восходят к нашему детству, к уровню культуры. Можем ли мы совладать с такой повседневной вещью, как конфликт? Насколько глубоко можно и должно погружаться в психологию? Так как альтернатива «кто не следует примеру других — вылетает в трубу!» не отвечает кодексу поведения действительно высококлассных фирм, управляющие, очевидно, обречены на дилетантство. Они овладевают лишь случайными сведениями из психологии и производят глубокое «бурение» только в некоторых местах. Только где эти места?
В каком объеме анализировать ошибки в поведении? Сколько времени можно уделять одному «случаю»? Когда сотрудник превращается в пациента психиатра? Можно ли ему об этом говорить? Видимо, нельзя.
Однако здесь пока задаются вопросы, а не даются ответы. Не надо затушевывать неуверенности, действительно определяющей общую атмосферу. Оставим I патентованные рецепты на все случаи жизни фарисеям.
«Черт побери, что же мне теперь заниматься каждым идиотом, который не может самореализоваться?» — воскликнул один директор предприятия и выразил мысли многих.
«Да!» — отвечают, как правило те, кто никогда не видел ни одного предприятия.