Мы не начинаем свою жизнь с привилегии и ответственности собственного выбора. Как правило, мы не в состоянии, пока нам не исполнится года два, даже отличать себя от других живых существ. Полная зависимость от родителей и других взрослых означает, что в самый важный период нашего взросления и учебы они были теми людьми, которые делали выбор за нас. Такие проблемы, как: что есть, что надевать, в какой среде жить, в какие школы ходить — скорее всего решались при нашем минимальном участии или вообще без него. При этом взрослые, определяя нашу жизнь, могли учитывать или полностью игнорировать наши интересы. Они могли радикально повлиять на выбор друзей или на такой решающий момент, как выбор профессии. По сути, если вы безропотно соглашались со всеми их пожеланиями относительно вас, возможно, вы и до сих пор заняты тем, что помогаете им в осуществлении долгосрочной программы «решать за вас, что для вас лучше».
Слишком часто родители забывают, что одним из важнейших аспектов взросления является освоение науки самостоятельно делать выбор. Это такое умение, которое должно осваиваться, а затем применяться в полной уверенности, что подлинное «я» является той платформой, на основе которой человек делает выбор. Каким правилам или рекомендациям вы обучились, будучи ребенком, чтобы впоследствии принимать правильные решения? Какая родительская наука послужила той базой, исходя из которой вы говорили «да» или «нет», когда жизнь требовала от вас сделать выбор? Вселили ли в вас родители уверенность в том, что вы способны сделать правильный выбор самостоятельно? Если ваши отец и мать не ставили это своей конкретной целью, сознательной задачей воспитательного процесса, тогда любые навыки, которыми вы сегодня владеете как человек, принимающий решения, были усвоены вами методом проб и ошибок. Что самое печальное, многие люди так и не овладели этой наукой, потому что они живут в страхе и сомнениях своего вымышленного «я», которое определяет их поведение вне связи с личностью и ее сильными сторонами.
История Хелен типична для американской системы воспитания несмотря на отдельные уникальные подробности. Хелен и ее брат Робби, который на десять лет ее моложе, воспитывались очень амбициозными родителями. Как и большинство родителей, они нагрузили своих детей теми амбициями, которые сами не смогли реализовать. Я не помню точно, какую конкретно славу предстояло добыть Робби, но Хелен должна была стать главной звездой Голливуда, о чем мечтала ее мать.
Когда Хелен еще только училась ходить, мать умудрялась перестирать и перегладить всю ее одежду, пока Хелен спала, в надежде представить ребенка в лучшем свете, если какой-нибудь знаменитый кинорежиссер случайно остановит машину возле их дома. Ребенка водили на уроки актерской речи по понедельникам и средам, на уроки пения по вторникам и четвергам, а в остальные дни недели — на гимнастику, балет и ритмику.
В школе Хелен регулярно пропускала важные контрольные и экзамены, потому что, по словам ее матери, «она же номер один в списке кандидатов на роль в новом телевизионном комедийном сериале» — и они отправлялись самолетом в Калифорнию на очередной просмотр. Таким образом, родители сделали за Хелен жизненный выбор, когда ей было всего десять минут от роду.
Об остальном можете догадаться сами. Матери никогда не предполагают, что дочерям может не понравиться подготовленный для них сценарий. Хотя Хелен и удалось сыграть несколько второстепенных ролей в разных фильмах, и ей кое-что «перепало» в виде комплиментов некоторых знаменитых деятелей киноиндустрии, она уже к одиннадцати годам была сыта по горло всеми этими делами, выдохлась эмоционально и физически. Ее душа и тело больше не выдерживали такой жизни под вымышленным «я». Ее подлинная личность молила о свободе.
Но кем была Хелен на самом деле? Она не могла позволить себе открыто выступить против матери. Вспомните список потребностей, который мы обсуждали в начале этой главы. Открытый бунт поставил бы под угрозу потребности Хелен в выживании, безопасности и любви. Вместо этого она бунтовала внутри себя. И к тому времени, когда мать Хелен поняла, что утратила контроль над жизнью дочери, пристрастие той к наркотикам дало о себе знать. Иными словами, уже никто ни за что не отвечал: мать не контролировала жизнь Хелен, но этого уже не могла делать и сама дочь. Хелен была не в состоянии взвалить на себя эту ношу, она никогда не знала, что такое самостоятельно делать выбор и не понимала последствий. Тогда начались годы наркотической зависимости, куда она «пряталась» от нехватки самоуважения и неумения принимать решения. Естественно, выбор, который она сделала, оказался не из лучших. А лучшему ее никогда не учили. Хелен умерла в возрасте двадцати девяти лет, так и не узнав, каким человеком она была на самом деле.
К сожалению, стремление доверить другим делать за себя выбор имеет тенденцию расти. Некоторым людям последствия неверного выбора кажутся настолько серьезными, что они с удовольствием готовы переложить эту ответственность на других, или, не понимая, что пора делать выбор, будут пассивно сидеть рядом. Людей, подобных Хелен, очень много, и если они не употребляют наркотики, то могут легко отдать себя во власть преступным группам или религиозным сектам, в которых все решения принимаются одним лидером. Психологи и медиумы зарабатывают огромные деньги, эксплуатируя страх людей перед самостоятельным принятием решений. По аналогичной причине, например, многие военные как огня боятся гражданской жизни, потому что там им придется самостоятельно принимать решения и делать выбор; им хорошо там, где можно, не раздумывая, выполнять чужие приказы. Другие ищут помощи у церковных пастырей, как бы прося их: «Скажи мне, отец, что мне делать со своей жизнью, и я повинуюсь». Поэтому вы не удивитесь, узнав, что множество людей с утра до вечера просматривают рекламные справочники и периодические издания по трудоустройству, пытаясь найти себе занятие, при котором не нужно было бы самостоятельно выбирать.
На что я хочу вас направить, так это на то, чтобы вы решились самостоятельно делать выбор.
Правило № 1: нельзя изменить то, чего не понимаешь, а стремление к пониманию — самый важный выбор, который вы уже сделали в жизни, решившись на положительные перемены. Без этого знания вы обречены продолжать делать выбор, не понимая, что им управляет, или к чему вы стремитесь, принимая именно это решение. Недостаток такого знания еще дальше будет уводить вас от подлинного «я», поскольку будет продолжаться отрицание тех приоритетов, которые содержатся внутри вашей личности. Без знания того, кто вы есть на самом деле, кто за вас делал выбор, который привел вас к такому продиктованному внешним миром, родителями или работодателем существованию, вы потеряете себя. Проанализировав семь ключевых ситуаций своей жизни, когда вам приходилось делать выбор, а также результаты, которые это принесло, поняв, почему на развилке вы пошли по той или иной дороге (то есть, какая потребность продиктовала выбор), вы сможете достичь важного понимания того, кем вы стали.
Возможно, вы придете к выводу, что многие из ваших решений имели негативные последствия, но были и такие, которые дали положительный результат. Ваша задача заключается в том, чтобы изложить все это на бумаге и суметь отличить один тип от другого. Будьте готовы проявить честность в отношении тех решений, которые привели вас туда, где вы сейчас находитесь. Причем сделать это нужно прямо сейчас, у нас больше нет времени на то, чтобы быть жертвой. Мы занимаемся анализом того воздействия, которое вы оказали на свою жизнь, когда принимали те или иные решения.