Рождение древнерусского государства

Пожалуй, всем известно, что государство на Руси зародилось в 862 году, когда согласно легенде, написанной Нестором-летописцем, Ильменские словене, страдая от постоянных раздоров и междоусобных войн, призвали на княжение в свои земли варягов Рюрика, Синеуса и Трувора с их дружиной. Согласно Повести временных лет, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Ладоге. Так говорит легенда. Но верна ли она? И насколько можно доверять в данном случае неоднократно переписанной новгородской легенде?
Учёные-историки до сих пор спорят об этом. Всего же существует три основных позиции: первые считают, что призвание варягов – не более, чем вымысел, вторые, наоборот, полностью доверяют Повести временных лет, третьи придерживаются компромиссной позиции. При этом каждая версия имеет ряд аргументов в свою пользу.
Итак, что же думают те, кто утверждает, что призвания варягов не бфыло, и всё это не более чем красивая легенда? В первую очередь, говоря о славянских племенах до 862 года, нельзя не упомянуть, что к тому времени уже сложился ряд достаточно сильных племенных союзов. В частности, вокруг озера Ильмень, где и проживали Ильменские словене, сложился союз, именуемый Славией. Зачем же тогда славянским племенам, находящимся в племенном союзе, призывать на княжение варяжского князя? Более того, как показывают археологические исследования, уровень развития культуры славян был значительно выше, нежели у варягов, и следовательно, призвание варяжского князя если не бессмысленно, то уж точно не закономерно. Значит, Рюрика, Синеуса и Трувора всё-таки не было?
Обратимся к другой точке зрения. Многие историки подтверждают истинность легенды о призвании варягов. И это не случайно. В исторических источниках того времени ( преимущественно западных) можно неоднократно встретить описание обычая приглашения третьей стороны для урегулирования спора и установления власти. При чём подобные случаи имели место не только у славян, но также в государствах запада. Поэтому, если допустить верность суждения о разногласиях между славянами, призвание Рюрика выглядит вполне оправданным шагом для того времени. Другим аргументом в пользу добровольного призвания является сама Повесть временных лет. На сегодняшний день это единственный источник, который описывает период образования древнерусского государства, и нет оснований не доверять ему. Другие позиции по этому вопросу основаны чисто на суждениях и не имеют документальных подтверждений. Именно поэтому в качестве основной версии происхождения древнерусского государства используется легенда из Повести временных лет.
Конечно же, самой объективной можно считать третью, компромиссную позицию. Она совмещает в себе достоверность археологических находок, логических рассуждений и данных исторических источников. Она признаёт призвание третьей стороны Ильменскими словенами, однако оспаривает ряд подробностей, таких, например, как принадлежность Рюрика к варягам. Эта позиция является также наиболее состоятельной ещё и, что её возможно дополнить и уточнить при открытии новых, ранее неизвестных фактов. Именно поэтому большинство современных историков, не ищущих альтернативный подход, но и не признающих совершенство существующих суждений, придерживаются именно этой компромиссной позиции.
Вопрос о происхождении древнерусского государства до сих пор не решён. На сегодняшний день это одна из тех неразрешимых проблем, которые обречены на постоянное обсуждение. Недостаточное количество исторических источников, наличие противоречивых фактов, логическое несоответствие некоторых моментов – всё это делает легенду о призвании варягов одной из интереснейших загадок нашей истории, ключ к которой безвозвратно утерян.