Как мы делали в предыдущих главах, сейчас ваша задача состоит в том, чтобы оценить эти группы ролей и сценарии и решить, какие между ними существуют значимые связи. Вам нужно узнать, каким образом они соединились, определив вашу личность, и сколько каждый из них прибавляет или убавляет от вашего подлинного «я». Очень важно выяснить, какие роли совпадают с этим «я», а какие противоречат ему. В этом смысле можно полагаться на вашу эмоциональную реакцию на каждую из этих ролей.
У меня есть приятель, чья главная роль в жизни и чей сценарий заключался в том, что он спортсмен. Особенно он преуспел в футболе. Он играл в младших классах школы, в старших, в колледже и, наконец, в профессиональной лиге. К сожалению, что совершенно неизбежно, очень быстро прошло его время и он вынужден был повесить бутсы на гвоздь. Однажды, когда он жаловался мне на усталость, старость и болезни, я попросил его мысленно вернуться к тем дням, когда он был в форме и великолепно играл. Я попросил его «отмотать» сценарий назад до того момента, когда он был абсолютно счастлив. Я с удивлением наблюдал, как он меняется прямо на глазах. К нему вернулась энергия, глаза заблестели, он выпрямился. Его голос стал звонким. Было видно, что он испытывает прежние ощущения из той роли, которую он так беззаветно любит. Буквально в течение нескольких секунд испытанные в этой роли эмоции преобразили его.
Я хочу сказать, что эмоции, связанные с теми ролями, которые мы исполняем, обладают колоссальной силой. Но они могут быть положительными, как в случае с моим приятелем, или отрицательными, когда роль, которую мы вспоминаем, вызывает боль. Важно определить, какие роли какие эмоции вызывают. Вот как это можно сделать:
Положив перед собой список своих ролей, попробуйте теперь заново «войти» в каждую из них, произнеся в этой роли хотя бы несколько фраз. Говорите то, что вы обычно говорили, играя эту роль, причем обязательно говорите вслух. Например, если по сценарию у вас роль «матери», представьте себе, что вы воспитываете кого-нибудь, и скажите вслух то, что обычно говорили тогда. Например, вы можете сказать: «А сейчас как следует застегнись, потому что я не хочу, чтобы ты простудился. Помни, мама любит тебя и хочет тебе добра. Поэтому застегнись и иди гулять. Только будь осторожен. Стой, ты делаешь это не так, давай я тебя застегну. Примерно каждый час показывайся домой, чтобы я была спокойна».
Я не утверждаю, что эта первая роль, которую вы взялись анализировать, или любая другая, сама по себе хороша или плоха. Но к каждой роли «привязаны» определенные эмоции, чувства, и я хочу, чтобы вы обратили внимание именно на них. Поэтому вам нужно произносить свою роль так долго, пока вы что-то не почувствуете. Эмоции могут быть положительными и успокаивающими, но они также могут вызывать раздражение и неприятные чувства, и я хочу, чтобы именно это вы отметили. Запишите любую значимую эмоцию, вызванную каждой из ваших ролей.
Наконец, напишите как можно больше деталей такого сценария жизни, который вы хотели бы написать для себя, если бы вас совершенно ничто не сдерживало. Не пытайтесь угодить кому-нибудь, даже не думайте, возможен ли такой сценарий вообще. Давайте помечтаем. Какую жизнь вы бы выбрали для себя, если бы были способны на все? Какие эмоции переполняли бы вас и с кем вы хотели бы ими поделиться? Это упражнение требует глубокого внимания и полной сосредоточенности. Не пожалейте времени на этот «сценарий мечты», напрягите все свои творческие способности, только тогда он сможет принести реальную пользу (кстати: если при выполнении этого упражнения вы не испытываете удовольствия, отложите его. Сделайте паузу и начните сначала).
Ну вот, в данный момент, я надеюсь, вы честно и обстоятельно исследуете тот сценарий, который для себя написали, и изучаете роль, которую вам предстоит сыграть. Надеюсь также, что вы поняли, каково чувствовать себя, когда сердце — ваш настоящий друг. Ваш сценарий может и не стать «хитом», он может не угадать того, чего ждут «зрители». Но это самый лучший сценарий для звезды — для вас.
Теперь вам самому решать, что делать дальше с этим сценарием.