Инженер, специалист по электроинструменту, решил открыть свой бизнес — оптовую торговлю электроинструментом. Он пригласил к себе на работу своего коллегу, тоже инженера по электроинструменту, которому поручил заниматься маркетингом. Через некоторое время к ним обратился завод, выпускающий электроинструмент, с предложением продавать его продукцию. Специалист по маркетингу быстро нашел в предлагаемой продукции ряд недостатков и дал свое заключение, как знающий инженер, что инструмент плохой. Предприниматель, тоже как знающий инженер, согласился с доводами своего коллеги и отказался от предложения завода.
Однако это мнение о продукции завода не было единственным. Руководитель продажами конкурирующей фирмы счел этот инструмент хорошим. Он тоже знал о недостатках продукции завода, но полагал, что для покупателя эти недостатки менее существенны, чем потребительские свойства товара и его очень привлекательная цена. Он был уверен в очень хорошем сбыте, и его надежды оправдались.
Предприниматель потерял из-за принятого решения много денег и своим отказом усилил позиции конкурента. Именно так.
По образу мышления он остался инженером и только поэтому лишил свой бизнес хороших доходов. Фактически он сам нанес своему бизнесу первый удар. В дальнейшем мы увидим, что удары по бизнесу, как правило, наносятся не конкурентами, а самими предпринимателями.
Говоря об образе мышления, приведем еще один широко известный аргумент. Если $1000 — самая большая цифра, которая умещается в голове предпринимателя, то и его бизнес будет таким же, и только после того, как он станет мыслить категориями в $ 100 тыс., его бизнес станет давать соответствующую отдачу.
На протяжении всей этой книги мы увидим, как мышление предпринимателя становится главным источником проблем бизнеса.
Очень часто можно увидеть, как человек, серьезнейшим образом изменяющий свой статус, становясь предпринимателем, сохраняет неизменным свой образ мышления и терпит неудачу.
В этом смысле очень показательно отношение вчерашнего наемного работника к своему новому детищу — бизнесу. До молодого предпринимателя не сразу доходит, что он платит всем заработную плату из своего кармана. Еще вчера он «выбивал» себе у начальника должность помощника, пытаясь доказать, что это очень нужный человек, и не задумываясь, откуда возьмутся деньги на его заработную плату.
Теперь же он имеет возможность взять на работу любого человека, не преодолевая никакого сопротивления, и берет, не подозревая о том, что этот новый сотрудник «съест» половину его собственного дохода.
Такой же подход можно наблюдать и в отношении к любым другим расходам, если предприниматель остается в собственном бизнесе на позиции специалиста, работающего в нем по найму. В результате бизнес всегда остается без денег.
Я бы выделил следующие важные элементы предпринимательского мышления.
- Способность увидеть потребность в продукте или услуге.
- Способность увидеть бизнес, как способ рентабельного (прибыльного) удовлетворения этой потребности.
- Способность организовать успешный бизнес.
- Способность управлять этим бизнесом, обеспечивая его доходность в настоящем и будущем.
Мышление нельзя изменить одномоментно. Не исключено, что такой момент и настанет, когда все разложится по полочкам, но до того, как это произойдет, может пройти много времени, пока отдельные мысли сложатся в образ мышления. Возможно, что в один прекрасный миг вы возьмете в руки книгу, мимо которой проходили много раз, и увидите, что это как раз и есть то, что вам нужно «для полного счастья».
«Когда ученик готов, учитель явится». Эти слова из Писания абсолютно верны. Чтобы ученик стал готов, ему придется изрядно потрудиться. В любом случае нужно тренировать свой мозг, задавая ему задачки.
И, безусловно, очень полезны книги о предпринимателях, добившихся выдающихся успехов — о тех, кто в совершенстве владеет таким образом мышления.
Когда человек начинает тренировать свое мышление, не имея еще собственного бизнеса, он работает над первыми двумя перечисленными выше пунктами. Это вполне естественно, потому что дело до своего бизнеса еще не дошло. И это очень полезно. Очень скоро он обнаруживает, что идей-то в воздухе витает предостаточно, но таких идей, на основе которых можно было бы создать хороший бизнес, совсем немного (хорошо, если одна идея из десяти окажется более или менее удачной), причем все они уже реализованы другими. Над ними тоже не грех поразмыслить и постараться понять, насколько интересен или выгоден тот или иной бизнес.
Не помешает подобрать себе журнал для постоянного чтения, в котором обсуждаются различные идеи бизнеса, способы и тонкости его организации, а также упоминаются подводные камни, не видимые неопытным глазом. Потом меньше придется заделывать пробоин или подавать сигналы SOS.
Если идея будущего бизнеса уже есть, то такой тренинг позволит проверить ее на прочность.
Плохая или посредственная идея не имеет никаких шансов на успех. Мир полон хороших чужих идей и крепких чужих предприятий. А вот с выдающимися идеями дело обстоит посложнее. Они не приходят в голову каждый день, потому что они очень просты. Может быть, нужен предпринимательский талант, чтобы их увидеть и реализовать.
Что касается управления, то предпринимательский образ мышления играет в нем исключительно важную роль. Я полагаю, что такой образ мышления — единственный способ для нового предприятия добиться успеха в условиях жесткой конкуренции. Он должен выражаться как во взаимоотношениях с внешней средой (маркетинг, реклама, покупатели), так и на невидимом извне уровне — в управлении внутри предприятия.
Этим вопросам посвящена часть 4, в которой мы будем часто возвращаться к предпринимательскому мышлению.
Предпринимательским управлением приходится овладевать, так же как и традиционным, по ходу дела, в процессе работы. На крупной фирме человека могут назначить руководителем, а потом послать на учебу. Тогда обучение становится очень эффективным. Но может быть и иная ситуация — он заканчивает школу бизнеса, получает диплом и через несколько лет становится хорошим молодым руководителем.
Предпринимателю лучше задуматься об управлении заранее, так как оно основано на предпринимательском образе мышления, но в то же время и формирует его.