Лидерство также может делиться на поведенческие профили, о которых шла речь в десятой главе.
Кроме того, неразрешимая проблема командного лидерства состоит в необходимости удовлетворять потребности разных людей разными типами лидерства. Участники вашей команды мо гут предпочитать лидера-тирана, лидера-отца (или мать) или лидера — «своего парня».
Если лидер попытается использовать все эти типы "лидерства одновременно, он сойдет с ума. Но никак не учитывать особенности участников команды тоже плохо.
К счастью, во многих командах функции лидера по очереди переходят от одного участника к другому. Способные члены команды конкурируют друг с другом, обеспечивая каждому в одинаковой степени мотивацию, обучение, дисциплину или одобрение.
Если ваша команда может вовремя удовлетворять потребность в лидерстве каждого из участников, не исключая никого, — вы уже добились многого.
Каким образом в группе может возникнуть подобная гибкость? Для этого нужно разобраться и понять сложную систему взаимодействия различных типов личности.
Давайте посмотрим, какие лидеры получаются из представителей четырех основных типов личности и как проявляется их подход. Баша задача — определить собственный стиль лидерства и посмотреть, насколько он эффективен во взаимодействии с разными членами команды.
Вклад
Моторы — эксперты по выполнению задач. Ориентированы на результат. Девиз: «Веди, следуй или уйди с дороги»
МОТОР
Вербально
Напрямую обращаются к текущей задаче, говорят мало или вообще молчат.
Предпочитают говорить, а не слушать.
Направляют и контролируютход беседы.
Если люди начинают отвлекаться, они всегда возвращают их к задаче. Перебивают, заканчивая предложения за вас.
Говорят прямо и без обиняков {«Я хочу...» или «Вам нужно...»).
Не боятся ставить под сомнение идеи участников команды. Их любимый вопрос — что, потому что он напрямую ведет к результатам.
Невербально
Часто у них твердый командный голос.
Они уверены в себе и показывают это. Они также показывают свое нетерпение («Проверьте, правильно ли идут эти часы!»). Они показывают вам, когда вам пора замолчать.
Иногда их трудно понять -у них на лице почти ничего не отражается.
Их кабинет функционален, в нем обязательно есть часы; на видном месте можно увидеть грамоты и дипломы.
ЭКСПРЕССИВНЫЙ АНАЛИТИК
Вклад
Экспрессивные — эксперты по комму никации. Полны энтузиазма и любят оказывать влияние. Их девиз: «Неважно, выигрываешь ты или нет, важно, как ты выглядишь во время игры».
Вербально
Говорят о своих мыслях и чувствах.
Любят рассказывать истории и анекдоты.
Часто говорят прилагательными и живыми образными фразами. Предпочитают метафоры деньгам.
Постоянно отвлекаются оттого, что происходит в настоящий момент, и ничего не могут с этим поделать.
Ихлюбимый вопрос, рациональный и мотивирующий, — почему.
Невербально
Говорят быстро, оживленно, сопровождая свои слова выразительными жестами и мимикой.
У них широкий диапазон голоса — громкости и интонаций.
Часто улыбаются и кивают головой, модно и стильно одеваются.
Подвижны и энергичны.
Их кабинет может быть обставлен стильно и несколько напыщенно; или в нем полный хаос. И обязательно поищите игрушки и карикатуры на стенах.
Вклад
Аналитики — эксперты по информации. Их стихия — факты, данные и детали. Их девиз: «Факты говорят сами за себя».
Вербально
Редко вступают в светские беседы или просто общаются с другими людьми.
Мало говорят о своих чувствах или мыслях.
Четко держат дискуссию в заданном русле.
Не ошибаются в фактах или деталях. У них большой словарный запас.
Задают самые различные вопросы. Особенно любят технический вопрос как.
Делятся данными и информацией, даже чаще, чем хочется окружающим.
Не спешат с выводами. Принимают решения рационально и систематично.
Их могут раздражать не такие «основательные», как они, люди
Невербально
Говорят медленно и взвешенно.
Методичны и логичны.
Скудные жесты и мимика, которую можно описать ело вом «застывшая».
Предпочитают консервативный стиль одежды.
Кабинет функционален, в нем много места для хранения информации.
Вклад
Дружелюбные — эксперты по созданию команды. Они прекрасно набирают новых сотрудников и долго поддерживают с ними хорошие отношения. Их девиз: «Заводи новых друзей и не забывай старых».
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
Вербально
Задают много вопросов, чтобы вовлечь других. Особенно любят вопрос кто — который помогает объединять команду и завоевывать союзников. Слушают, перефразируют и отражают чувства других. Не спешат говорить о том, чего хотят. Обожают светские беседы.
Невербально
Их отличает ровный и устойчивый темп речи. Язык телодвижений показывает, что они расслаблены. Слушают активно, кивают и демонстрируют внимание. Довольно спокойны. Одеваются в свободном стиле, обычно, но удобно. В их кабинете, скорее всего, найдутся семейное фото, личный девиз и растения.
Заставить измениться кого-то другого сложнее. Плохие лидеры иногда понимают — правда, смутно, — что сами создают проблемы. Но чаще они убеждены, что делают все, на что только способны, или просто ведут себя так, как диктуют их личностные особенности. Конечно, они могут прочесть несколько книг о лидерстве. Но смогут ли измениться по-настоящему? Для этого нужны
- смелость со стороны того, кто хочет, чтобы лидер изменился;
- честность со стороны плохого лидера;
- добрая воля с обеих сторон.
Через всю эту главу проходит одна мысль: лидеры команд прежде всего увлекают за собой других людей, что позволяет им действовать самостоятельно и в то же время концентрироваться на навыках и совместных действиях, необходимых для решения проблем и использования возможностей.
Если в вашей команде возникли трудности, вполне возможно, что причина — неэффективное лидерство. И вам тоже нужно найти «срединный путь» между старым и новым, понять, что работает в вашей команде, а что нет. То, что «работает*, — это плоть и кровь хорошего командного лидерства. Вспомните Эдисона с его лампочкой, и не оставляйте попыток, пока не «появится свет».