Иногда командам кажется, что все очень просто: нужно выбрать подходящую технологию, научиться ею пользоваться и идти дальше. Они забывают: команда — живое существо, она лучше разрозненных личностей, а различия ее участников углубляют и обогащают то, что она делает.
Мы разные не только сами по себе. Мы по-разному воспринимаем технологии и по-разному их используем.
Иногда эти различия примирить легко. Представьте себе, что в команде всего двое «технарей» — «Продвинутых пользователей», которые едят, пьют и спят с мыслями о технологиях, а остальные — «Обычные пользователи», которые могут научиться пользоваться технологиями, но не сразу.
Если команда состоит из трех «Продвинутых и пяти Обычных пользователей, «Продвинутые учат Обычных работать с программами или устройствами, и все идет чудесно. Обучение способствует формированию команды, укрепляет связи.
Но есть и другие типы личности.
Да, есть Продвинутые пользователи — те, кто раньше всех адаптируется, кто первым приходит к технологии. Они учатся и начинают учить других.
Обычные пользователи — самые прилежные ученики, которые усваивают уроки настолько быстро, насколько могут. Они не хватают звезд с неба, но делают все, что могут, и не жалуются.
Остальные члены команды, вероятно, относятся к самым разным типам.
Есть люди гуманитарного склада. Они мыслят чувствами и отношениями. Систематическое мышление, необходимое для понимания протокола передачи файла, им недоступно.
Есть артистические натуры, которые никогда не сладят с компьютерами. Они живут по своим законам, и им не нравится, что вселенная программного обеспечения хочет вытеснить их собственную вселенную. Они пользуются компьютерами и программами нехотя и без особого энтузиазма.
И есть паникеры по натуре. Они все время боятся, что что-то пойдет не так. Поэтому боятся даже подступиться к какой-то сложной системе, например к Интернету или Windows. И у них всегда находятся прекрасные оправдания.
Бывают и фанатики. Они так увлекаются частностями технологий, что забывают о целях. Они отказываются читать инструкции или файлы помощи, но с упоением ругают компанию на форумах пользователей. Они делают покупки слишком импульсивно, без всякого изучения рынка я очень поздно вечером.
Другие обладают темпераментом боссов, и не важно, управляют ли они компанией из пентхауса или моют полы на кухне. У них нет терпения, чтобы постепенно чему-то учиться. Им нужно выдавать технологии маленькими дозами или убрать их с глаз. Хуже всего учатся новым технологиям боссы корпораций.
И есть настоящие технофобы. Они встречаются редко, но все же встречаются и оплакивают существование всего, что сложнее телеги с одной лошадью. Для настоящего технофоба все электронное — это порождение Сатаны и все, что обещают информационные технологии, — наглая ложь. (Они правы, но зачем быть такими безапелляционными?)
Есть десятки других типов. Дилетанты, Долдоны, Ленивцы, Жадины, Нытики — все они вам знакомы. Дело в том, что все мы разные, но все мы покупаем одни и те же системы, сделанные из одних и тех же материалов, рассчитанные только на два типа, на Продвинутых и Обычных пользователей. Всем остальным остается только чесать затылок и думать, как их угораздило стать частью прогресса.
Таким образом, команде приходится сражаться не только за свободное выражение и принятие идей всех ее членов. Ей нужно преодолевать сопротивление, которое могут вызывать у разных участников команды разные инструменты коммуникации.
Приходилось ли вам отправить товарищу но команде срочное электронное сообщение в надежде, что он, как и вы, проверяет свою электронную почту каждый день? Может быть, это сообщение было важным. Можно ли обвинять его в том, что он не любит электронную почту? Или обвинять вас в том, что вы не знаете, насколько часто он проверяет почту?
От таких вещей иногда зависят отношения людей — и успех команды. Поэтому вы должны знать, насколько ваши товарищи по команде терпимы к технологиям. И если кто-то не любит электронную почту, лучше позвоните ему.
Помните, что электронная почта — не самоцель, а просто средство для ее реализации.