Вы должны быть особенно осторожны и благоразумны при выполнении следующих упражнений, так как это может касаться людей, которые вам очень дороги. Моя цель — помочь вам сосредоточиться на том, как другие могут саботировать ваши усилия воссоединиться со своим подлинным «я».
Помните, что эти люди могут не осознавать, что отнимают у вас вашу подлинность. Фактически, они могут говорить себе, что оберегают вас, что хотят, чтобы было лучше. Их аргументация может быть возвышенной и милосердной, но результат будет тот же.
Этап 1. Запишите в свой дневник имена людей, которые, как вы чувствуете — оставив в стороне их благие намерения, — могут саботировать ваши поиски своего подлинного ,,я». Рядом с каждым именем, ориентируясь на те описания, которые я дал вам, запишите категорию их вероятной «подрывной деятельности», предскажите тот специфический путь, которым они могут саботировать ваши намерения. Пожалуйста, поймите, что это не тренировка в обвинениях. Это способ быть настороже относительно тех людей, которые способны подорвать ваше паломничество пусть даже из самых благих и гуманных побуждений.
Этап 2. По каждому «персонажу» из составленного вами списка решите, какую реакцию вы собираетесь применить. Собираетесь ли вы улыбнуться, выразить признательность и вежливо отклонить вмешательство, зная, что не свернете с собственного пути? Пли вам придется проявить твердость, попросив человека уйти с дороги и не мешать вам жить своей жизнью? Пусть приведенная ниже таблица поможет вам в размышлениях о первых двух этапах упражнения.
Потенциальный «саботажник» Вероятный метод «подрывной деятельности» Моя реакция
У этой истории есть мораль, которую вы уже знаете: мир не создан ради вашего вскармливания. Его интересуют ваша податливость и уступчивость, и ему неважно, как это соотносится с вашими талантами, умениями, способностями, желаниями и мечтами. Если вы предоставите это миру в целом, если возложите на других задачу определить, кто вы, то никогда не обретете своего подлинного «я». Вы будете обречены на жизнь по вымышленному сценарию, что является не более чем выгодным компромиссным соглашением между вами, миром и теми людьми, которые в нем встречаются.
Отрицать свое подлинное «я» — значит продать себя задешево, предать свою истинную суть. Именно поэтому я искал способ «привить» вас против того, чтобы вы позволили близким людям и обществу манипулировать вами в своих интересах. Вот почему я заканчиваю эту книгу тем же, чем и начал — предупредительным свистком о возможном мошенничестве.
Родители, работодатели, друзья — все хотят, чтобы вы были «скроены» определенным образом. И при всей своей уникальности вы подчинялись этим ожиданиям, жертвуя своими собственными талантами, способностями и мечтами. Когда их нужды вступают в конфликт с вашим подлинным «я», вы должны преобладать.
Государственные деятели, подписывающие важные соглашения, лучше всех знают, как важно «доверять, но проверять». Обе стороны клянутся выполнять все обязательства, изложенные на бумаге, жмут друг другу руки и уверяют: «Я даю вам слово», — но это никого не освобождает от обязанности следить за действиями другой стороны. Вы можете уверять меня, что радикально сократили арсенал ядерных ракет, но позвольте мне, однако, самому их посчитать. Точно так же, когда речь идет о воссоединении с подлинным «я», вы должны вооружиться принципом «доверяй, но проверяй».
Поверьте мне, эта работа стоит того, чтобы ее сделать. Поверьте, в вашем распоряжении есть то, что нужно для приобретения всего, чего вы хотите от жизни. В то же самое время, будьте безжалостны при тестировании своих мыслей. Проверьте, выдержат ли ваши собственные внутренние реакции и объяснения проверку на подлинность.
Что касается проверки и тестирования, используйте те средства, которые я вам рекомендовал. Вспомните «лакмусовую бумажку» подлинности, четырехэтапный тест, о котором мы говорили в 11-й главе. Всякий раз, когда почувствуете себя на распутье, как Джоанна на автомобильной парковке после того памятного субботнего обеда, возьмите ситуацию в свои руки, заставив работать этот тест. Я думаю, что если бы Джоанна просто посидела в своей машине несколько минут и применила каждый из этих четырех критериев к своим мыслям, она быстро обнаружила бы «подрывную деятельность». Она сразу поняла бы, что вариант возвращения к своему старому, вымышленному «я» с треском проваливает тест на правдивость. Она смогла бы восстановить весьма необходимый ей оптимизм и уравновешенность просто за счет обнаружения дефектов в своих собственных мыслях.
Это же верно и для вас: как только вы заподозрите саботаж, сразу же примените тест. Будьте безжалостны, отвергая любые мысли, которые этот тест не пройдут.
Кроме того, вы должны будете разработать подлинно-точное альтернативное (ПТА) мышление. Обнаружив, что ваша первичная реакция не прошла тест на подлинность, подумайте, какие другие варианты вы можете выдвинуть? Проведите для себя столько жизненных линий, сколько сможете. Дайте себе разрешение выработать столько альтернативных реакций, сколько возможно, и после этого проверьте каждую из них на подлинность. Применяйте только те, которые отвечают принципу «три А».
Я не говорю, что этот двухступенчатый процесс пойдет естественным путем, особенно в самом начале. Но так ведь в любом деле: играть на музыкальном инструменте, быть хорошим родителем, делать стоящее дело. Вы уже знаете, что любое занятие требует времени и сил. Аналогично, если вы твердо посвятите себя этому, день за днем, вы сможете стать специалистом в «тройном-А»-мышлении и «тройной-А»-жизни.
Вы не могли встать на защиту своей подлинности, когда были ребенком, но вы можете сделать это сейчас. Это игра от первого лица, по своим нотам и своему сценарию, ставка в которой — ваша жизнь.