Одна из производственных «многотиражек» США провела тест: была опубликована небольшая заметка, которая сообщала, что каждый, кто ее вырежет и направит в редакцию, получит 10 долларов без всяких дополнительных условий. Поступило пять вырезок из общего тиража в 3 тыс. экземпляров. Вы тоже можете попробовать одним прекрасным утром приколоть к доске объявлений в своем офисе объявление:
«Прочитавшего эти строки прошу снять объявление, принести его мне (раскрываете свое авторство) и получить пять марок».
Как вы думаете, придет ли кто-нибудь, и если да, то когда?
Может быть, ваш эксперимент закончится хорошо и вас попросят расплатиться. Это хороший знак. Как правило же, информация сотрудников поставлена весьма слабо. Начальство негодует: его поручения не выполняются. Сотрудники — и не только низового звена — недовольны тем, что мало информированы о делах предприятия. И управляющие сталкиваются с тем, что посторонние лучше информированы о предприятии, чем они сами. Это редко чья-либо злая воля. Скорее это бездумное руководство. Присутствует и нежелание «выносить сор из избы».
Что хотят знать сотрудники?
Дать общий ответ на этот вопрос нельзя. Он зависит от размера организации, ее структуры и развития. Лучший путь — спросить самих сотрудников. Удивительно, что на этот путь очень редко вступают. Страшно, если сотрудники спросят о том, что не подлежит оглашению? Или придется давать отчет, почему нет широкой информации по определенным вопросам?
Описанный эксперимент выявляет еще одно: если сотрудники уверены, что в их «многотиражке» или на доске объявлений сообщается о чем-то заведомо неинтересном, то они их и не читают. Тогда любые обращения и усилия сойдут на нет. Только тот, кто действительно может предложить что-то интересное, может рассчитывать на внимание.
Что значит «интересное»? Быть интересным — значит быть в центре чего-то. Интересно то, что близко в пространственном или временном отношении. Новая конторская техника не так интересна, как терминал, который может быть установлен дома. Изменения в руководстве американской материнской компании не так интересны, как персональные перестановки в филиале, где вы работаете, или в вашем отделе.
Использование электроэнергии во всей стране волнует вас меньше, чем показания счетчика в вашей квартире. Так можно выйти и на то, что интересует сотрудника.
Это все, что касается его рабочего места, работы, его коллег, его начальника — все, что может его так или иначе затронуть. Это высшая форма заинтересованности. Поэтому заинтересовать человека в чем-то, способствовать тому, чтобы он мог отождествить себя с какой-то проблемой,— это большое искусство.