ВВЕДЕНИЕ ВО ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

В кризисной ситуации человек с характером полагается на самого себя.

Шарль Де Голль

Вы уже знаете, что концепция подлинного «я» лежит в основе жизненного опыта человека. Апатия, боль, страх, разочарование, злость и чувство потери связи с жизнью — вот та цена, которую мы платим за утрату контакта со своей истинной внутренней личностью. Конечно, человек не сам создает себе такое существование. Если жизнь идет не так, как нужно, это не значит, что мы ее сами распланировали подобным образом. Мы ведь не слабоумные, которые не способны отличить боль от радости. Если бы у нас был четкий выбор, то все мы, определенно выбрали бы для себя жизнь в единстве с подлинной сутью своего «я». Мы выбрали бы жизнь, полную радости, реализации, волнений и значимости. Трудно представить себе, чтобы кто-то проснулся утром и вдруг решил удивить всех, взвалив на себя чужую рутинную работу и оказание всяких услуг другим людям, чтобы вычеркнуть этот день из своей жизни (и не только один этот день!), принеся свою собственную жизнь в жертву, «танцуя» под чужую музыку, игнорируя себя и свои запросы.

Тогда как же это происходит? Каким образом человек оказывается втянутым в такую жизнь, когда полностью отрицается то, что он наверняка бы выбрал для себя сам? Для того, чтобы улучшить качество своей жизни, нам необходимо в деталях понять суть процесса, в результате которого наше подлинное «я» подвергается искажению, подмене и отодвигается на задний план. Этот процесс начинается с внешних факторов, которые были кратко описаны в 1-й главе. Мы, люди — существа общественные, социальные. Смею предположить, что это и хорошо, и плохо. Хорошо, так как другие могут составить нам компанию, когда нам одиноко, а плохо, потому что те же люди способны ярмом висеть на нашей шее. И вот когда они из опоры превращаются в обузу, радикально меняется вся наша суть в зависимости от того, сколь существенную роль эти люди играют в нашей жизни.

Это можно выразить словами: «Они меняют нас». Происходящее вовне затрагивает нашу суть. Внешние события, будучи «усвоенными», оставляют пожизненные шрамы. Жизнь может быть жестока, и когда она именно такова, наше внутреннее «я» — которое в другом случае чувствовало бы себя замечательно — начинает предательски меняться. И это плохо.

Ваше подлинное «я» могло начать жизнь целым и невредимым, как экспонат автосалона. Оно было ярким, сверкающим и идеальным по конструкции — ни царапинки, ни пятнышка. Если бы эту блестящую автомашину продолжали держать в безопасном и регулируемом микроклимате автосалона, она осталась бы в идеальном состоянии и через пять, десять, даже пятьдесят лет. Но стоит ей только выехать за ворота, на нее сразу же обрушиваются все тяготы и прелести жизни. Появляются «боевые шрамы» и «износ» — естественное следствие житейских передряг.

Пройдут годы хлопанья дверцами, стояния на обжигающем солнцепеке, езды по колдобинам, скачек по бордюрам, возможно, аварий и столкновений — и уже трудно представить себе, что эта развалюха — тот самый сияющий экспонат автосалона. Но это именно он. И даже тридцатилетний, весь помятый драндулет может быть восстановлен до первоначального идеального состояния. Я не говорю, что это легко, но, начав, можно добиться положительного результата.

Вполне вероятно, что вы чувствуете себя сейчас как потрепанное нью-йоркское такси, у которого двери лязгают, крылья помяты и краска облупилась, но всегда есть дорога назад. Возможно, на вашем жизненном пути был миллион выбоин и колдобин, вполне вероятно, что вы не раз становились участником ДТП, но «знания — сила», а мы собираемся устроить вашей жизни такой подробный анализ, что вы сразу же увидите, где и как ваше подлинное «я» получило вмятины и пробоины.

Не следует огорчаться при мысли, что придется «просеять», проанализировать всю свою жизнь — в этом нет необходимости. С помощью нескольких простых, но глубоких упражнений мы собираемся выделить тот набор внешних факторов, который даст вам полное представление о вашей концепции собственной личности.

Как я уже упоминал, мы сосредоточимся не на всей вашей жизни, а на трех конкретных категориях событий. Ведь вот что поразительно: социологи утверждают, что все представление человека о самом себе, и, следовательно, то, кем человек становится в жизни, закладывается в течение несколько дней под воздействием всего нескольких человек, которые участвуют в этих ключевых для человека событиях.

А я говорю вам, что из всех многих тысяч дней, вами прожитых, из всех миллионов ситуаций, когда вам приходилось делать выбор и принимать решения, и всего множества людей, которые встречались вам в жизни, основу вашего бытия составили те немногие, которых можно обозначить следующим образом.

Десять определяющих моментов

Семь критических ситуаций, когда был сделан выбор

Пять «ключевых» человек

Если на минуту задуматься об этом, то это не так неприятно, как может показаться вначале. Однажды один пилот описывал свою работу как многочасовую монотонную обязанность, отмеченную мгновениями безумного ужаса! Разве это жизнь? Дни тягомотной рутины, которые не делают счастливым ни вас, ни кого-либо другого, а определяющие, поворотные события пролетают, — не успеешь и моргнуть. Я понимаю, картина жуткая, но жизнь есть жизнь, и к ней надо подойти серьезно, чтобы понять и взять под контроль собственное представление о себе.

Некоторые из ваших десяти определяющих моментов, семи критических выборов и пяти ключевых человек оказали положительное воздействие на ваше мнение о себе, воодушевили и укрепили ваше подлинное «я». Другие «отравили» вашу самооценку и исказили ваш взгляд на самого себя. Вы будете сами поражены той ясностью, которая наступит, стоит вам только выявить эти ключевые факторы, «осадить» себя эмоционально и сделать мысленный шаг назад, чтобы лучше обозреть всю свою жизнь. С нее спадет пелена всего рутинного и наносного, и перед вами предстанут в ясном свете самые судьбоносные события и главные «игроки» на поле вашей жизни.

Это напоминает известную детскую игрушку «калейдоскоп», в которой среди тысяч цветных точек нужно отыскать какой-то спрятанный образ (мне стыдно признаться, но мне никогда это не удавалось, пока кто-то не говорил мне, что именно я должен увидеть!). Если убрать весь фон, драпировку, маскировочный материал и упаковочную бумагу, тогда, конечно, картина станет совершенно ясной. Десять определяющих моментов, семь критических ситуаций, когда вы делали выбор, и пять ключевых человек из вашей жизни и являются этой картиной. Если «навести резкость» как раз на эти ключевые факторы внешнего опыта, то происхождение вашей собственной личности предстанет перед вами с шокирующей четкостью.

Когда будете думать о своем наиболее существенном внешнем опыте, обратите особое внимание на поиск таких конкретных примеров и их последствий, которые могли оказать наиболее мощное влияние на вашу жизнь и формирование вашей личности. Я имею в виду то, что называю психическим увечьем. Это понятие объясняет нам, почему события, которые произошли с человеком, например, в пятом классе школы, оказывают на него огромное влияние, когда ему уже сорок два.

Если есть вероятность, что такие события участвовали в формировании вашей личности, сейчас самое время поразмыслить об этой вероятности.

Психическое увечье легче всего понять, если прибегнуть к аналогии ожога. Когда люди получают ожог, часто сам инцидент заканчивается, едва успев начаться. Могут пройти считанные миллисекунды между первым контактом кожи с огнем или кислотой, и моментом, когда слои кожи вместе с подкожными тканями оказываются совершенно разрушенными. С одной стороны, можно считать, что травмирование прекратилось, дальнейшего ожога не происходит. Однако мы все прекрасно знаем, что травма не прошла.

Например, пациент, с которым случилось несчастье — ожог лица, в результате чего оно осталось обезображенным шрамами, расскажет вам, насколько изменилось его восприятие самого себя. У пострадавшего возникает боязнь и неуверенность при общении с внешним миром. Иными словами, физическая травма повлекла за собой психическую. Если на лице остался видимый шрам, этот человек говорит: «Я никуда не пойду и ни с кем не стану знакомиться».

Теперь представим, что человек пережил глубокую душевную травму, которая не оставляет физических шрамов. Например, к девушке приставал уважаемый всеми родственник. Ребенка грубо обругал отец или предал человек, на которого он полагался как на друга. Возможно, в детстве кто-то стал свидетелем ужасной трагедии. Сам инцидент мог случиться в мгновение ока. От начала и до конца процесса травмирования могло пройти меньше времени, чем требуется, чтобы сжать пальцы в кулак. Но что могло произойти за эти мгновения с представлением человека о самом себе, с его психикой? Она могла быть изранена, испещрена шрамами и увечьями.

Если в вашей жизни было событие такого рода, возможно, вы живете как будто с ожогом на лице. В отличие от физического шрама, психическое увечье видно только обществу из одного человека, и этот человек — вы. Причем реакция на невидимый шрам может быть точно такой же, как и на видимый: уход от внешнего мира, отказ от конкуренции и участия, маска молчаливости. Вы можете вести пассивную и угнетенную жизнь. Дело в том, что психическое увечье может быть столь же разрушительным и обессиливающим для человеческой самооценки, как и физическая травма. Если ваше представление о себе пришло в негодность, может быть, самое время вспомнить, не случилось ли с вами в жизни какого-нибудь психического увечья.

Последующие главы, посвященные анализу внешних факторов, помогут вам ответить на этот вопрос, а описанные в них упражнения позволят рассмотреть историю своей жизни и сделать первые шаги из-за маски в направлении своего подлинного «я».

Скорее всего, существуют и другие факторы, повлиявшие на формирование вашей личности, в частности, внутренние, которые мы также рассмотрим в последующих главах книги. Тем не менее, можно вспомнить, что любая цепь начинается с первого звена. А в цепочке зарождения самосознания первым звеном практически наверняка является внешний, или интерактивный, фактор. Так что будьте готовы внести ясность, подвергнув анализу самые первые звенья своей жизненной цепочки.