Самые ранние упоминания о появлении чая в Японии относятся к IX веку, когда в 805 коду буддистский монах Сайте привез из Китая семена чайных растений и посадил первую чайную плантацию вблизи Киото. Несмотря на то, что уже к 816 году чайные насаждения получили большое распространение в этой стране, почти трехсотлетний период затишья в выращивании и потреблении чая предшествовал окончательному укоренению и своеобразному развитию японской чайной культуры. Возобновление чайных посадок в Японии (с 1191 года) и основание учения о чайном питие «Путь Чая», связано с личностью еще одного буддистского священнослужителя - монаха Эйсайя. Согласно учению существует семь главных принципов чаепития:
1. Сделай удовлетворяющую чайную чашу
2. Разложи уголь так, чтобы вода кипела эффективно
3. Обеспечь чувство тепла зимой и прохлады летом
4. Размести цветы так, как будто они растут в поле
5. Готовься заранее
6. Будь подготовлен к непогоде
7. Обращайся с величайшей учтивостью к гостям
«Путь чая» это не только чашка чая, поставленная перед тобой, - это объединяет все, что входит в приготовление, сервировку и распитие чая. Принципы гласят, что в основу чайной церемонии заложены гармония, уважение, чистота и спокойствие.
Традиционный японский чайный дом
Сама чайная церемония и все что с ней связано, подчинено очень строгому набору руководящих правил. Хотя церемония проводится в чайном доме, даже местность вокруг чайного дома имеет большое значение. Сад обычно разделен на две части низкой растительной изгородью. Одна часть – внешний сад, другая – внутренний сад. Сразу за садовыми воротами внешнего сада – небольшая аллея, вымощенная камнями. Она ведет в маленький коттедж с комнатой ожидания, - место, где гости встречаются и готовятся к церемонии. Вблизи с комнатой ожидания находится «скамья ожидания» (в форме крытой беседки), - здесь гости ждут пока появится хозяин, чтобы поприветствовать их. От беседки проложена тропа, которая ведет через средние ворота к внутреннему саду и чайному дому. Другая небольшая крытая беседка со скамьей располагается вблизи чайного дома, она предназначена для отдыха гостей в перерыве между первой и второй частью официальной чайной церемонии.
Затем мы подходим к самому чайному дому. Единственный вход в чайный дом - небольшой проход (примерно 60 × 75 см), так что гости вынуждены проползать внутрь. Дизайн чайного дома призван навивать дух чайной церемонии; тонкие колонны из дерева, маленькие окна с решетками из бамбука, скользящие бумажные двери, низкий потолок неодинаковой высоты.
Дом разделен на чайную комнату (рассчитанную на прием максимум пяти гостей) и смежную комнату с кладовкой для приготовления чая и мытья посуды. Площадь самой чайной комнаты по размеру примерно четырех с половиной татами. В одном углу – железный котелок на прямоугольном каминном углублении в полу. Простота чайной комнаты согласуется с учением Дзен, - принимать мирское так, как оно есть, и находить красоту даже в трудностях повседневной жизни.
Подготовка к чайной церемонии
Чайная церемония может быть неофициальной (продолжительностью около часа) или иметь официальный характер и длиться около четырех часов. В короткой церемонии подается (сервируется) только порошковый чай. В длительной форме церемонии подается еда, далее густой вязкий чай и наконец, пенящийся чайный отвар.
Кроме того, чайная церемония проводится только в определенное дневное время: в 5 часов дня летом и в 7 часов зимой. Такой летний час дает наилучшую возможность оценить цветы, используемые для декорации, а такой зимний час считается наиболее подходящим для наслаждения воздухом во всей его свежести и для созерцания красоты свежевыпавшего снега.
На официальную чайную церемонию приглашения рассылаются как минимум за неделю; от гостей ожидается незамедлительный ответ. Принявшие приглашения приходят с визитом к хозяину за день перед церемонией, чтобы выразить их признательность за приглашение.
Хозяин церемонии должен учесть практически каждый аспект церемонии. Он должен решить вопросы о еде, которая будет подаваться, о цветочном убранстве и настенном свитке, которые будут представлены. Непосредственно перед церемонией хозяин должен подмести сад и его тропинки, побрызгать сад водой, убедиться, что чайная комната и остальная площадь в высшей степени чисты, и привести чайную посуду в надлежащий порядок.
Это не значит, что только один хозяин должен как следует подготовиться к чайной церемонии. Гости также проводят их собственные приготовления. Ожидается, что мужчины будут одеты в черные шелковые кимоно с фамильными (гербовыми) украшениями, широкие брюки и белые носки; женская одежда - кимоно с гербовыми украшениями и белые носки. Также гости должны принести маленький складывающийся веер, пару прямоугольных платочков шелка и связку белой бумаги, на которую гостям преподносят пирожные.
Первая часть чайной церемонии, - начало
Гости прибывают примерно за четверть часа до назначенного времени. Они собираются в маленькой комнате ожидания. В комнате появляется помощник хозяина, он кланяется и преподносит каждому гостю чашку горячей воды для питья. Затем гости переходят из комнаты в беседку на скамью ожидания. Гости могут предварительно обозначать свое присутствие стуком в деревянный гонг, специально предусмотренный для этого.
Еще одним моментом стоит учесть порядок вхождения гостей в чайную комнату. Он может быть определен хозяином заранее или гости сами могут решить это сообща. Для ведения чайной церемонии выбирается главный гость, который будет говорить от лица всей группы. Главный гость поведет за собой группу в чайную комнату.
Хозяин делает последний осмотр, убеждается что все готово и выходит встречать гостей. Хозяин кланяется гостям, те возвращают поклон и затем все следуют через сад в чайную комнату (садовая атмосфера специально устроена для внушения чувства мира и спокойствия тем, кого она окружает). Вблизи чайной комнаты гости подходят к каменному водному бассейну, где они ритуально очищаются (моют руки и ополаскивают рты).
Гости снимают сандалии и проползают через дверь в чайную комнату. Чтобы выразить свое уважение они преклоняют колени в алькове (своего рода алтарь), - место, где настенные свитки и цветы размещают так, чтобы их эстетические свойства можно было полностью оценить. Настенными свитками могут быть каллиграфические письмена или чернильные полотна с ландшафтными изображениями, фигурными предметами и другой тематикой японской жизни.
После того как гости заканчивают восхищаться альковом они выражают восторг по поводу жаровни (напольный камин с котелком), после чего они рассаживаются по местам, - главный гость усаживается перед альковом. Затем из комнаты, где подготавливают посуду, выходит хозяин - и главный гость вновь приветствует его, высказывая благодарность за приглашение на чайную церемонию. Остальные гости также приветствуют хозяина, а главный гость начинает вежливые расспросы (про хозяйский сад или настенный свиток в алькове).
Первая часть чайной церемонии, - угощение
После обмена вступительными приветствиями подается еда, - небольшая закуска с определенным набором блюд подаваемых в установленном порядке. Хозяин приносит блюда и занимается обслуживанием гостей. В первую очередь хозяин подает гостям:
• Суп из соевой пасты в керамической чаше
• Рис в керамической чаше
• Сырая рыба или моллюски в фарфоровой посуде
Эти три блюда хозяин приносит в комнату на специальном обеденном подносе. Само принятие пищи также имеет ритуальный характер. Действия главного гостя дублируются остальными присутствующими, - каждую чашу раскрывают двумя руками, крышки помещают рядом с подносами; когда суп и рис съедены крышки возвращают на чаши. Во время первого приема пищи хозяин подает сосуд с саке и мелкие чашки для угощения саке.
Дальнейший порядок блюд для угощения гостей:
• Овощи и вареная рыба (одновременно со следующей порцией саке).
• Овощи и жареная рыба (подают с еще одной порцией риса и чашкой бульона).
• Следующее блюдо традиционно состоит из двух деликатесов, один из моря другой с земли. К этому времени сосуд с саке вновь наполнен и хозяин спрашивает, - имеет ли он честь испить из чаши своих гостей. Хозяин наполняет и преподносит главному гостю чашку с саке. Тот выпивает саке и отдает чашку обратно хозяину, чтобы теперь уже главный гость мог наполнить эту чашу саке.
• Затем вносят горячую соленую воду, вареный рис (рис с водой разливают в чаши гостей) и маринованные деликатесы на блюде. Когда угощение съедено чаши остаются на тарелках гостей (начисто вытерты), а палочки для еды кладут на поднос.
• В заключение, хозяин подает гостям сладости на большом подносе.
Вторая часть чайной церемонии, - густой зеленый чай
Как только первая часть чайной церемонии завершена, гости удаляются в комнату ожидания или в крытую беседку рядом с чайным домом. Здесь они отдыхают до начала следующей части чайной церемонии. Хозяин ударяет в гонг, обозначая гостям, что следующая часть готова и гости возвращаются в чайную комнату.
Гости снова проходят ритуальное очищение у каменного бассейна и затем входят в комнату в установленной ранее очередности. За время их отсутствия убранство цветов приходит на смену настенному свитку в алькове. Гости выражают восхищение по поводу цветов и вновь восторгаются напольным камином.
Хозяин садится у очага в окружении разнообразной чайной посуды и приспособлений для его приготовления. Сюда входит: чайная миска, чайница, кувшин для воды, бамбуковый чайный венчик (используется для взбивания порошкообразного зеленого чая с горячей водой), очень тонкая бамбуковая ложка (для перемещения порций чая из чайницы в чайную миску, чайная ткань (для вытирания чайных мисок), сосуд для использованной воды, бамбуковый черпак (для наполнения котелка водой), приспособление из металла на бамбуке (для временного помещения на него крышки от котелка или черпака), небольшие отрезы шелка.
В этой части официальной чайной церемонии гостям подается густой вязкий зеленый чай. Сначала перед главным гостем преподносят традиционный короб с маленькими пирожными. Затем хозяин вытирает чайную ложку и чайницу своим кусочком шелка, наливает с помощью бамбукового черпака горячую воду из котелка в чайную чашу, чтобы сполоснуть чайный венчик. После чайная чаша опустошается (вода выливается в сосуд для использованной воды) и вытирается насухо.
Две или три ложки чайного порошка смешивают с водой и взбивают в кремообразную пену бамбуковым венчиком. Когда хозяин решает что чай готов, он переливает его в чайную чашу, которую располагает перед главным гостем. Теперь церемониальный акцент переходит к главному гостю. Гость поднимает чайную чашу, держа ее на шелковой ткани в ладони левой руки и поддерживая с одной стороны правой рукой. Он поворачивает чашку по часовой стрелке три раза правой рукой, отпивает чай, прервавшись после первого глотка выражает комплимент хозяину за хорошее приготовление, делает еще несколько глотков, вытирает часть чашки, где касались его губы, поворачивает чашку против часовой стрелки и передает ее следующему гостю, - тот повторяет процесс, передает чашку третьему гостю и так далее.
Далее хозяин моет чайную ложку и чайный венчик, наливает воду черпаком в котелок и закрывает его крышкой.
Последняя часть чайной церемонии, - легкий зеленый чай
Последняя часть официальной чайной церемонии также является неофициальной чайной церемонией (когда проводится только эта часть без всего остального). В этой церемонии используется ненасыщенный пенный зеленый чай, сделанный из молодых листьев трех-пятилетних чайных растений (тогда как густой вязкий зеленый чая делают из двадцати-семидесяти летних растений). Сама же церемониальная процедура похожа на ранее описанный ритуал приготовления и распития чая. В конце чаепития главный гость предлагает хозяину попробовать и восхититься чайным напитком.
После этого все гости выходят через маленькую дверь и возвращаются в комнату ожидания. На следующий день каждый гость должен послать письмо хозяину (или нанести ему визит) с благодарностью за привилегию присутствия на церемонии.
Десять добродетелей чая:
В нем благословение всех святых
Он способствует высшему благочестию
Он отгоняет злых духов
Он снимает сонливость
Он сохраняет внутреннюю гармонию
Он охраняет от болезней
Он укрепляет дружбу
Он дисциплинирует тело и разум
Он разрушает все страсти
Он дает спокойную утрату
Всегда заботься о гостях. Они для тебя первое, последнее, они для тебя все