По мере того, как вы учитесь распознавать ярлыки, которые могут действовать в вашей жизни, пожалуйста, имейте в виду, что не всегда вредные «метки» мотивируются ненавистью или желанием контролировать поведение других людей. Есть термин «ятрогенный», которым обозначается тот вред, который невольно наносит врач своему пациенту. Ятрогенный вред — результат благих намерений. Например, доктор прописывает больному неделю постельного режима, и у того появляются пролежни. Или у больного пропадает какая-нибудь умственная функция, но не из-за болезни, а потому, что доктор предупредил его, что это может случиться.
Ятрогенные «метки» — такие деструктивные ярлыки, которые фактически мотивируются добротой. Ярлык, который предназначался во благо, оборачивается пожизненным бедствием. Наличие у человека благих намерений вовсе не гарантирует, что ярлык не принесет вреда.
Родители детей-инвалидов, например, часто внушают им, что они не способны иметь дело с «нормальным» миром. Родители боятся, что над их детьми будут измываться или причинять боль. Однако, это желание уберечь ребенка может сделать из него такого взрослого, который больше «инвалид» от самоощущения слабости и страха, чем от физической ущербности. Самым большим препятствием в юности Хелен Келлер* могла быть вовсе не слепоглухонемота, а чрезмерно оберегавший ее отец. Вообразите, сколько бы потерял мир, если бы вся ее жизнь прошла под его ярлыком-приговором и желанием уберечь дочь, спрятав ее от всех и навсегда. Другим детям часто говорят, что у них «хрупкое строение» или что они «слишком впечатлительны». Любое число ярлыков, которые могут быть навешены на ребенка, совершенно без злобы и без «задней мысли», в конечном счете может иметь ужасные последствия.
* Келлер, Хелен Адаме — известный деятель Американского общества слепых, автор ряда книг. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 по 1936 годы с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Э. Салливая, которой в ходе долгих месяцев напряженной работы удалось объяснить маленькой Хелен, что условные обозначения букв, передаваемые прикосновением пальцев к ладони, соотносятся с предметами окружающего мира. После этого девочка быстро освоила знаковый язык, а через три года стала учиться говорить, на ощупь осваивая движения губ и гортани. В 1900 г. поступила и в 1904 г. окончила с отличием Рэдклифский колледж. Написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых «Мир, в котором я живу», «Дневник Хелен Келлер» я др. Выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен и ее наставницы легла в основу знаменитой пьесы У. Гибсона «Сотворившая чудо» (11959), экранизированной в 1962 году. В 1963 году была удостоена Президентской медали Свободы.
Так что важно уметь предвидеть возможные результаты ятрогенных ярлыков в своей собственной жизни. Ищите в себе любые «метки», которые способны приуменьшить ваше мнение о себе, вогнать вас в пожизненное самоуничижение, пусть даже ярлыки были присвоены вам для вашей же защиты.
Хочу сразу же добавить, что сказанное выше не является призывом наброситься на своих родителей, взвалив на них всю вину за собственное бессилие. Да, родители, учителя или любые другие авторитетные личности могли «налепить» вам пару-тройку ятрогенных ярлыков, но теперь вы сами за себя отвечаете. Ваша задача — заглянуть в себя, отыскать эти ярлыки и самому решить, жить ли с ними дальше. Выбор за вами.