Каждый человек сам ставит на себе свою цену
...великим или мелким человек становится по своей воле.
Дж. Фон Шиллер
Много лет назад группа психологов приступила к реализации исследовательского проекта, в котором «подопытными» являлись ученики начальной школы. Психологи задались вопросом о том, как социальная среда, а более конкретно — отношение к детям тех, кого они считают сильными и влиятельными, воздействуют на самооценку растущей личности. В начале школьного года ученые разделили шестиклассников на две группы. Процесс отбора был уравнен так, чтобы обе группы оказались совершенно одинаковыми по среднему интеллекту, способностям, уровню зрелости, запасу знаний и т. д.
Затем исследователи объявили одной группе, что они являются «счастливчиками», исключительными детьми, которые обладают выдающимися способностями. Им объяснили, что в этот учебный год они будут заниматься по особо сложной, ускоренной программе, которая соответствует их одаренности. Второй группе, наоборот, сказали, что они «ниже среднего», что им придется очень напряженно трудиться весь год, чтобы справиться с программой, что их ждут многочисленные трудности, а для многих из них школьный год станет настоящим испытанием, но учитель будет делать все возможное, чтобы помочь им. По сути, ученикам «второго сорта» дали следующую информацию: «Ваши способности минимальны, и поэтому достижения в жизни будут ничтожными». Все прочие аспекты учебы были совершенно одинаковыми. Ученики, в независимости от принадлежности к той или иной группе, получали одни и те же задания, занимались по одинаковым программам и сдавали одни и те же экзамены.
К счастью, сегодня проект такого рода умер бы еще на стадии предложения: сейчас нельзя, что совершенно справедливо, получить разрешение на психологическое исследование, которое может нанести вред испытуемым. Но что касается того проекта, то хотя условное разделение класса на группы длилось всего четыре месяца, последствия оказались значительными и растянулись на долгие годы. «Неудачникам» действительно пришлось нелегко в жизни, они пережили серьезное разочарование и при этом во всех бедах винили самих себя. К сожалению, проблемы не прекратились, когда обидный «ярлык» был снят. Через десять лет исследователи разыскали этих детей. Те, кого окрестили неудачниками, продолжали учиться заметно хуже, их успехи в таких видах деятельности, как спорт и музыка, были незначительными, они чаще оказывались не в ладу с законом и получали гораздо более скромные баллы во всех тестах на уровень интеллекта, чем те ученики, на которых в свое время навесили ярлык «вундеркинды». Последние оказались заметно выше по всем измеряемым параметрам. Я хочу, чтобы вы поняли серьезность того, о чем я здесь говорю. Дети, которые изначально были абсолютно одинаковыми, добились в своей жизни совершенно противоположных результатов только по той причине, что в свое время «авторитетные» люди навесили на них разные ярлыки! Вывод: обе группы школьников прожили свою жизнь в соответствии с теми ярлыками, которые были прикреплены к ним в раннем детстве. Сами они не знали об этом и не смогли объяснить, что ярлык полностью изменил их представление о самих себе и что из-за него они стали к себе менее требовательными, но что произошло — то произошло, причем последствия этого были самыми разрушительными.
«Ярлыки» оказывают на нашу жизнь колоссальное влияние, могу биться об заклад, что вы не подозреваете даже о малой части тех «ярлыков», с которыми сами живете, ничего не знаете об их силе и о том, идут ли они извне или изнутри вас. Они очень важны, так как составляют основу вашей воображаемой собственной личности. Они являются одним из способов, которыми окружающий мир атаковал ваше истинное «я» и заявил вам, чего он ждет от вас, если вы будете покорной «овцой». Возможно, ваши самые уничижительные и ограничительные ярлыки были «навешены» на вас родителями, возможно, жестокосердными ровесниками, учителями или тренерами. Возможно, они всплыли из ваших собственных глубин, когда вы впервые столкнулись с жестокостью жизни. В любом случае, каково бы ни было их происхождение, вы должны признать их существование, трезво оценить их «правильность», а также противостоять тому влиянию, которое они оказывают на формирование вашей личности. Если вы хотите когда-нибудь обрести свое подлинное «я», нельзя игнорировать их мощного воздействия. Ярлыки именно потому и обладают такой силой, что люди склонны усваивать их. Если вы воспринимаете их как истинное самоопределение, самая глубинная ваша суть подвергнется радикальным изменениям. Стоит только принять ярлык как должное, и тут же происходит подмена вашей истинной сути тем, что приказывает вам ваш ярлык. Вспомните вопрос, который я задавал вам во 2-й главе: «Кто вы?»
Во 2-й главе мы говорили о том, что многие, отвечая на этот вопрос, называют свою профессию или занятие. Стоит спросить их: «Кто вы?» — и вы услышите: «Я — работник кредитного бюро», «Я — сантехник», «Я — продавец через Интернет», «Я — домохозяйка», «Я — профессор», «Я — агент по продаже недвижимости». То есть, они описывают себя через свою внешне определенную роль. Отвечая на вопрос, они рассказывают о том, чем занимаются, а не о том, кто они на самом деле.
Однако есть и другой, гораздо более важный способ, которым люди отвечают на этот вопрос, дают ответ, который почти никогда не оформляют в виде слов. При этом неважно, что они говорят вслух («Я — бизнесвумен», «Я — помощник юриста»), внутри себя они отвечают на этот вопрос совсем по-другому. Вне сомнения, у каждого из нас есть свой набор социальных «масок-ярлыков», в которых мы предстаем перед обществом. Каждый человек также имеет и применяет к себе набор самооценок, суждений, которые никогда не высказываются вслух, но являются частью внутренней личной правды. Внутри каждого человека также существует комплект ярлыков, которые могут быть не менее жестоки и злы. Если говорить простыми словами, то ярлык появляется или навешивается в следующих случаях:
- когда мы позволяем кому-нибудь характеризовать нас по тому, как он нас воспринимает;
- когда мы «судим» сами себя, вынося «приговор» в виде долгосрочной характеристики.
Если вы живете по ярлыкам, это значит, что вы заковали себя в жесткую пресс-форму придуманного «образа», огороженного искусственными границами. Ярлыки являются не более чем обобщениями или стереотипами, которые игнорируют подлинную суть человека. Неважно, откуда навязан ярлык — снаружи или изнутри, — человек очень быстро начинает воспринимать его как второе «я». Другими словами, если кто-то или вы сами много лет назад внушили себе, что вы «неудачник», «черная кость», то вы подспудно верите в это до сих пор.
Ярлыки — иконы, «священные коровы», которые остаются неприкосновенными, «железными» в разговоре человека с самим собой, внутреннем диалоге, который он начал ребенком и продолжает по сей день. Они могут отражать те выводы, к которым вы пришли, когда измерили себя неким «эталоном», предложенным кем-то или позаимствованным из внешнего мира. Возможно, такой мерой была популярность, а вы ей не пользовались, так что всплыл ярлык «зануда» или «синий чулок». Возможно, критерием были деньги, а у вас их не было, вот и возник ярлык «неудачник» или «мот». Возможно, речь шла о школьных успехах, а брат или сестра учились лучше, поэтому к вам пристал ярлык «вечный двоечник» (что может быть унизительнее и несправедливее!).
В отличие от большинства других слов, которые мы употребляем, ярлыки имеют эмоциональную «нагрузку». Они не только описывают, но и обвиняют, поэтому они такие «прилипчивые» и жгучие. Именно такой эмоциональный аспект придает ярлыку столь разрушительную силу. Что я имею здесь в виду? Когда в детстве мы учимся говорить, слова означают для нас только предметы в виде их физических свойств и особенностей. Одним из первых слов ребенка может быть слово «мяч». Он не плох и не хорош. Когда мать, стоя у колыбели повторяет «мяч», «мячик», она просто помогает ребенку научиться отличать этот предмет от других. Совсем другое дело, когда ребенок слышит: «плохой мальчик» или «плохая девочка». И голос у матери становится другим, и лицо искажается неодобрительной гримасой. Малыш чувствует, что ей неприятно и ее недовольство как-то связано с ним. Слова, которые она произносит, привязываются к собственным эмоциональным реакциям ребенка на мать и к тому, как она реагирует на него. Горечь и досада, которые пережил при этом малыш, уже никогда не дадут ему возможности воспринимать слова «плохой мальчик» или «плохая девочка» так же нейтрально, как слово «мяч».
По мере увеличения своего словарного запаса человек учится отличать «плохие» слова от нейтральных. Мальчик может услышать в свой адрес «нытик», «слюнтяй», «неженка» или «трус». В его сознание может войти слово «неудача», которое нанесет удар по самоуважению, уязвит гордость, притупит стремление к прогрессу. Ярлыком, который дойдет до вас, может быть слово «безнадежный» в смысле «бесполезный» и «инертный». Возможно, слово «противный» превратится для вас в «уродливый» и «недостойный любви».
Хоть эти слова и обозначают абстрактные понятия, не забывайте, что против них трудно возразить именно потому, что они отражают чье-то субъективное мнение, а не объективные факты. Как я уже говорил, вы можете с уверенностью заявлять о себе, что вы не вор, это четкое и конкретное определение, в нем нет двусмысленности и путаницы — есть объективные документальные данные о том, что это так. Но что касается таких ярлыков, как «безнадежный», «неудачник» или «уродливый», то это «стрелы», которыми кто-то пытается поразить ваше достоинство.
Кто вы такой, чтобы не соглашаться? Вы думаете: «Может, они правы, и я на самом деле неудачник. Может, я действительно уродлив». Противостоять ярлыку достаточно трудно, в частности потому, что его трудно оценить количественно. Эмоциональная боль растет. Нет никакой разницы, услышали ли вы ярлык однажды или тысячу раз: если вы восприняли слово на эмоциональном уровне, оно становится значимым. Рана делает слово конкретным. Из-за его эмоциональной горечи и благодаря, именно благодаря, а не вопреки, его абстрактности, ярлык становится даже более жизненным и реальным для вас, чем трехмерный объект, например, мяч.
Словарь определяет слово «ярлык» как элемент классификации. Ярлык помещает нас в конкретную группу людей, которые предположительно похожи на нас. Ярлык также говорит, что эта группа отличается от других групп. Каждый в пределах группы ведет себя так, как другие, а за ее пределами — отличается от других.
Если задуматься над тем, что это значит, то можно сделать вывод, что ярлык — тип предсказания. Отличник всегда будет преуспевать в школе; «черная кость» обречена на суровую борьбу. Если вы — Стрелец, то в конкретной ситуации будете делать то-то, если вы — Скорпион, то в этой же ситуации будете делать совсем другое. Даже самые умные люди поддаются этому «шаманству», которое позволяет загнать других и себя в рамки предсказуемого поведения.
Старшие классы школы являются особенно «питательной почвой» для нашей потребности все классифицировать. Есть хладнокровные, есть горячие, есть «качки», зануды, королевы красоты, сговорчивые и мягкие, как каша, капризные, «хиппи», наркоманы и т. д. Современный человек отличается особой чувствительностью к общественной среде; мы стремимся наиболее точно знать, в какую социальную группу входим. Такая эмоциональная чувствительность означает, что ярлык, присвоенный нам в школе, способен проникнуть глубоко в наше сознание. Ожидания, связанные с одноклассниками и собой, способны «затвердеть» до такой степени, что жизнь «не по ярлыку' станет немыслимой. Вырабатываются очень твердые представления о том, какими люди должны быть и какими не должны быть. Мы не хотим, чтобы полный неуч, но звезда футбола, вдруг стал круглым отличником в университете, потому что это посягает на нашу способность прогнозировать. Несправедливо, когда щуплый дохляк доводит свою игру на гитаре до совершенства и устраивается рядом с «небожителями», потому что предполагалось, что он так и останется щуплым дохляком. Что еще важнее, мы сами можем стать убежденными сторонниками того, что предсказание, связанное с ярлыком, навешанным на нас самих является незыблемым, прочным как броня. Мы можем так привыкнуть к своему ярлыку, что любое посягательство на него будет казаться бесполезным или даже опасным.
Иногда мы можем ощущать успокоенность и комфорт от того, что есть, по крайней мере, хоть какая-то определенность. Мы можем активно защищать ее: «Это мой «шесток». Не пытайтесь согнать меня с него. Я могу взбунтоваться и наделать бед». Может появиться страх, что если восстать против ярлыка, его нечем будет заменить.
Проблема в том, что когда мы молоды и уязвимы, мы можем смириться с «классификацией», позднее заблокирующей дорогу к своему подлинному «я». Не забывайте, что окружающий мир имеет для вас «программу», в которой ваше подлинное «я» нигде не значится. Мир любит ярлыки, они удобны. Отказ жить «по ярлыку» делает нас неудобными для остальных.