В жизни каждого работника можно выделить четыре основных уровня.
Первый уровень — это обучение, работник приобретает новые знания и умения, стремится понять, как выполняются те или иные функции, пробует себя в новых видах деятельности, зависит от своего учителя и наставника и обычно нуждается в руководстве и поддержке со стороны начальства. Если человек начинает работать в возрасте 20 лет, этот уровень занимает все десятилетие — от 20 до 30. Вам как руководителю нужно признать его зависимость и стать учителем такого работника.
Второй уровень — производство, когда работник уже овладел необходимыми навыками и стал компетентен, когда его уже больше волнует не приобретение умения, а возможность самостоятельной работы. На этом уровне, обычно в возрасте за 30 лет, перед работником нужно ставить творческие задачи. Он стремится к успеху и ищет возможности повышения. Он ищет дружбы с коллегами. Вы должны предоставить ему возможность работать самостоятельно, передать часть своих обязанностей и ценить результаты его труда.
Третий уровень — обучение других, его достигает работник между 40 и 50, он уже готов стать моделью для новичков и их наставником. Вы как руководитель должны предоставить ему возможность обучать других.
На этом уровне работник также переоценивает цели собственной карьеры.
Четвертый уровень — удаление. Для многих работников, начавших карьеру в возрасте 20 лет, это время, когда возрастает значение роли семьи. Вы как руководитель должны проявлять терпение к признакам усталости и устранения от работы, стараясь предоставить ему новые возможности для творчества, хотя на этом уровне он может и не приветствовать их.
Для руководителя важно понимать, на каком уровне находятся подчиненные, чтобы знать, нуждаются ли они в поддержке или руководстве на уровне обучения; нужно ли предоставить им самостоятельность на уровне производства; следует ли доверить им обучение новых сотрудников на уровне обучения других; можно ли использовать их как консультантов на уровне удаления.
Вам также нужно оценить, на каком уровне находитесь вы сами, чтобы знать, как отвечать на собственные запросы и чего требовать у босса.
Упражнение.
Взгляните на приведенный ниже список мотивационных факторов и определите, что важнее всего для вас лично.
Проделайте тот же самый выбор за каждого из сотрудников — что, по вашему мнению, мотивирует его или ее?
Теперь взгляните на обе колонки. Насколько близки или далеки друг от друга ваши мотивации? Попросите подчиненных ответить на эти вопросы самостоятельно и сравните с тем, как вы представляли себе их мотивацию до этого. Может оказаться, что то, что считаете важным вы, столь же важно и для подчиненных. А может быть, немолодые люди и представители других национальностей дадут совсем иные ответы, и вам придется обсудить некоторые вопросы с подчиненными.
Если это необходимо, вы можете продублировать эту таблицу и раздать ее подчиненным, чтобы они ответили на вопросы.